Саморазвитие личности: советы и рекомендации
Что такое? Саморазвитие личности представляет собой сознательную работу над собой с упором на рост. Этот процесс заключен в формировании качеств, получении определенных навыков для достижения четко поставленных целей.
Почему важно? Только рефлексирующий человек, который самосовершенствуется, способен полностью раскрыть свой потенциал и взять от мира все. Если вы будете находить время на развитие внутренних качеств, то сможете улучшить свою жизни в целом.
В статье мы расскажем:
- Что такое саморазвитие личности
- Психология саморазвития личности
- Составляющие саморазвития личности
- 7 советов по саморазвитию личности
- Преграды на пути к саморазвитию личности
Суть саморазвития личности
Саморазвитие означает постоянную работу над собой, самосовершенствование и развитие своих личностных качеств. В процессе самосовершенствования человек ориентируется на свои желания и цели и постоянно приобретает новые знания для их достижения. Это является основой успеха в жизни.
Если вы недовольны своей жизнью, непрерывно сталкиваетесь с неприятностями, нет уверенности в себе и своем будущем, то выход из этой ситуации существует только один это создание условий для самореализации себя как личности.
Самосовершенствование – не самая легкая задача. Но когда человек берет ответственность за собственную жизнь в свои руки и занимается этим с огромным стремлением, его даже самые заветные мечты превращаются в реальность. Необходимо лишь постоянно трудиться и очень хотеть изменить себя и улучшить свою жизнь.
Саморазвитие состоит из нескольких компонентов:
- повышение самосознания;
- умение контролировать себя;
- развитие силы воли.
Все вышеперечисленное улучшает уровень и качество жизни и способствует исполнению желаний и целей личности.
Можно начать процесс саморазвития в одиночку— читать книги по самосовершенствованию, смотреть мотивирующие фильмы, получать обучающую информацию в Интернете и пользоваться ею. Вы также можете обратиться к экспертам и тренерам личностного роста, которые возьмут вас за руку и окажут поддержку в процессе саморазвития.
Учителя в таких случаях следует выбирать тщательно—это должен быть человек, на которого вы хотите равняться. Если у так называемого тренера нет ни гроша, но при этом он считает себя экспертом и учит, как разбогатеть, вряд ли он способен дать вам хоть что-то полезное.
Саморазвитие оказывает сильное влияние на выбор профессии и карьерный рост, что дополняет необходимость регулярного профессионального развития.
Однако хотя как профессиональные, так и деловые навыки очень важны для получения подходящей работы, многие понимают, что итоговое решение о приеме часто принимается исходя из оценки уровня саморазвития человека. Если он покажет себя перспективным, готовым к самосовершенствованию и работе над своими личностными качествами, то всему остальному можно будет научить.
Психология саморазвития личности
Потребности человека пробуждают внутреннюю активность в человеке и являются важным фактором для саморазвития. Наряду с мотивами они составляют основу его деятельности, воздействуют на поведение и мышление, независимо от желаемого результата.
Популярная концепция самоактуализации на сегодняшний день является одной из самых распространенных, дающих толчок к саморазвитию, показывающих необходимость самосовершенствования личности. Самоактуализация представляет собой реализацию личностью своего потенциала как осмысление призвания, глубокое познание и полное принятие желаний собственной природы, стремление к достижению единства своей личности.
Абрахам Маслоу был родоначальником этой концепции. Он анализировал феномен самоактуализации на примерах жизненного творческого пути, ценностях и особенностях личностей выдающихся людей, достигших наибольшего успеха функционирования по сравнению с остальными.
В результате исследований ученый пришёл к мысли, что потребность в самоактуализации существует у каждого. Но она не дает о себе знать до момента удовлетворения потребностей более низкого уровня.
Маслоу отнес к ним физиологические потребности, потребность в безопасности и уважении и др. Именно в этот момент человек и начинает чувствовать неудовлетворенность своей жизнью, испытывает желание занимать то место в жизни, которое он хочет и которого достоин. Самоактуализация проявляется в желании человека выстроить гармоничные отношения со своим внутренним «я», реализовать свой творческий потенциал.
Сегодня большинство специалистов едины во мнении, что самоактуализация служит источником саморазвития и присуща в той или иной степени любому человеку. Однако их оппоненты обращают внимание на иные потребности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию.
Так, например, доктор психологических наук Владимир Маралов выдвинул мнение, что саморазвитие может иметь различные формы, каждая из которых опирается на свои потребности.
Кандидат социологических наук Юлия Макерова считает, готовность человека изменять свою жизнь, находя возможные варианты будущего, и является потребностью в саморазвитии. Возникает она, когда человек принимает текущее состояние своего развития и определяет способы расширения своего потенциала, благ и потребностей.
Если рассуждать с учетом озвученных мнений, основу саморазвития представляют разные потребности:
- Потребность в самоактуализации и саморазвитии.
- Потребность в признании обществом.
- Потребность в самоконтроле и определении своего жизненного пути.
Если прислушаться к идеям кандидата педагогических наук Германа Селевко, этот список можно дополнить:
- Потребность в личностном самоопределении. Осознание своих целей, жизненных планов.
- Потребность в самоутверждении. Стремление человека повысить собственную значимость для себя, а также в глазах окружающих.
- Познавательная потребность. Изучение окружающей действительности с целью получения новых знаний и впечатлений.
- Потребность в коммуникациях и принадлежности к группе.
- Потребность в безопасности. Свобода от страхов и неопределенности.
- Эстетические потребности. Возможность воспринимать и создавать прекрасное.
- Потребность в самовыражении. Многообразие потребностей в основе саморазвития говорит о том, что человек стремится улучшать себя, продолжать развиваться и созидать.
Из этого следует вывод и о задачах, которые рассматривает процесс саморазвития:
- Поддержание непрерывного эволюционного процесса на протяжении жизненного пути человека.
- Наличие качеств для поддержания конкурентоспособности в обществе.
- Развитие объективной самооценки.
- Оценка уровня собственной значимости.
- Наличие у человека необходимыми для самоактуализации навыков.
Способность испытывать потребности высших уровней (по пирамиде Маслоу) отличает человека от остальных живых существ. Потребность в саморазвитии наряду с эстетическими, духовными и культурными является важнейшей частью нашей жизни. И если человек не испытывает их, это очень странно, стоит задумать о серьезных проблемах в его развитии.
Процесс саморазвития определяет разницу между человеком, стремящимся развиваться и следовать по пути прогресса, и тем, кто, опустив руки, плывет по течению жизни. Посвящая время самосовершенствованию, мы выполняем важнейшую жизненную миссию – эволюционируем, доказывая себе и миру, что мы не просто биомасса, а способные развиваться люди. Саморазвитие и самореализация ведут нас в ногу со временем, позволяют быть готовым к нововведениям и изменениям, происходящим вокруг.
Безразличие к самому себе, нежелание двигаться дальше, отсутствие стремления развиваться и становиться лучше показывают человека в очень неблагоприятном свете. «Движение – жизнь» – известное всем высказывание, которое как нельзя лучше отражает необходимость саморазвития личности, ведь если не будет развития, мы перестанем жить. Нет, наше физическое тело останется, но мы будем просто существовать. Разве о такой жизни вы мечтали?
Составляющие саморазвития личности
Мы определили, что процесс развития и саморазвития личности – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, давайте определим, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования.
Процесс самосовершенствования можно разделить на несколько направлений:
- Развитие физическое – развитие тела, силы, ловкости, выносливости, гибкости.
- Развитие физиологическое – забота о здоровье, благотворное воздействие на все системы организма.
- Развитие психическое – совершенствование способностей, навыков и умений путем получения нового опыта и ощущений, мыслительной работы, развития памяти, чувств и воображения.
- Развитие социальное – развитие способностей и умений, необходимых для взлета по карьерной лестнице, перехода между социальными слоями общества, улучшения межличностных взаимоотношений.
- Развитие духовное – познание себя, поиск смысла жизни, осознание своего предназначения, принятие на себя ответственности, попытки раскрыть свой тайный потенциал, непрерывная тяга к нравственному самосовершенствованию и поддержанию морального облика.
- Развитие интеллектуальное – развитие мыслительного процесса, новых умений и качеств, повышение уровня грамотности, изучение новых направлений.
- Развитие профессиональное – повышение квалификации, профессиональных навыков и качеств, исследование новых технологий и направлений работы, наличие дополнительного образования.
Желание личности развиваться ближе к области духовного (или идеального), но проявления её могут быть на абсолютно любых уровнях. Зависит это от выбранного человеком направления. В какой-то степени каждый из нас занимается саморазвитием, часто незаметно, не задумываясь о том, что именно он делает, не разглашая подробности.
На уровне подсознания происходит выбор направления самореализации, которое импонирует внутреннему миру. Иногда именно направление развития выступает необходимостью приобретения знаний, способных удовлетворить те или иные потребности. Самым эффективным, требующим больших затрат энергии является сознательный выбор пути. Двигаться по нему вы будете поэтапно, имея чёткий план на будущее.
7 советов по саморазвитию личности
Прежде чем предпринимать активные действия по совершенствованию и саморазвитию, необходимо выполнить несколько простых действий, чтобы процесс дальнейшего роста был эффективным:
- Выбросьте мусор из головы. Годами накопленные родительские установки, неверные стереотипы, мнение, навязанное обществом все это затрудняет работу над саморазвитием.
- Работайте над мотивацией, ненужные действия будут тормозить вас, отвлекая внимание от цели.
- Боритесь с ленью. Саморазвитие непростой и длительный процесс. Отсутствие трудолюбия, желания и старания будет помехой самосовершенствованию.
- Самоконтроль. Навстречу изменениям нужно идти точно в соответствии с целями, наметив действия и определив временные рамки.
- Пересмотрите круг общения. Если в окружении есть люди, которые портят вашу жизнь, зачем они нужны? Конечно, близких родственников полностью исключить не получиться, но стоит постараться свести к минимуму общение с токсичными людьми и их негативное влияние на саморазвитие личностных качеств.
- Смиритесь, что на пути к цели могут быть сложности. Не всегда все идет по плану, но стойкость духа и борьба с сомнениями очень важны для достижения своего совершенства.
- Радуйтесь своим достижениям. Осознание того, что есть результат, очень важно, чтобы был стимул не сойти с дистанции.
Если вы в растерянности и не знаете, с чего начать саморазвитие и самосовершенствование личности, определите основные умения и способности, которые помогут достижению цели.
Преграды на пути к саморазвитию личности
Материалов на тему, как развиваться, стать богатым и успешным и т.д., множество, а вот информации, что может помешать человеку совершенствовать себя, почти нет. Ведь потенциальных и реальных преград может быть очень много. Обсудим некоторые из них.
Интернет
Он несет в себе не только пользу, но и вред, когда превращается в пожирателя времени. Люди попадаются в ловушку соцсетей, смешных видео, новостей и приколов. Иногда, окунувшись в этот мир на 5 минут, невозможно оторваться, хотя изначально вы искали необходимую информацию. Чтобы, гуляя по просторам Интернета, не отвлекаться на ерунду и навязчивую рекламу, установите AdBlock; различайте время, потраченное в Сети ради развлечений, и время для саморазвития.
Лень
Каждому понятно ощущение, когда ничего не хочется делать, особенно если это что-то некомфортное и непривычное. Это лишь западня инертного сознания. Нужно стараться быть ответственным, исполнительным и иметь сильнейшую мотивацию, чтобы уметь эффективно преодолевать лень.
Стресс
В современном мире очень сложно не подвергаться стрессовым ситуациям и оставаться наполненным энтузиазмом и желанием расти. Но накопленная усталость и стресс – это данность, от них никуда не деться. Значит, с ними нужно научиться бороться. Нужно уметь отдыхать и не отказываться от физической активности, достаточно спать и не терять оптимизм.
Негативный опыт
Ошибки и неудачи – неизбежная часть жизни. Для одних они – причина опустить руки и, отчаявшись, плыть по течению, для других – стимул и источник энергии. Когда вы научитесь использовать ошибки и неудачи в качестве опыта, они станут вам надежными друзьями на пути перемен к лучшему.
Стремление контролировать все
Желание иметь контроль над своей жизнью вполне логично. Но не должно быть перегиба. Другими словами, не пытайтесь контролировать абсолютно все события вокруг вас, поступки других людей, внешние обстоятельства, возникающие проблемы.
Мудрее принимать других людей со всеми их недостатками, адекватно реагировать на ситуацию вокруг, изменить свое отношение к неудачам, самому стать гибким, а не тратить жизнь на безуспешные попытки изменить мир под себя. Духовные практики и развивающая литература помогают формировать самосознание.
Процесс саморазвития и самосовершенствования достаточно непростой. Некоторые изменения личности происходят сами по себе, под влиянием внешних обстоятельств, например, во время обучения в школе, вузе. Остальное это длительная трудоемкая работа, вызванная желанием формирования определенного набора качеств, навыков и т.п.
В работе над собой можно использовать уже проверенные людьми и временем приемы, методы, способы. Но вы все можете сами, вам все по плечу. Становитесь лучше с каждым днем!
Когда личность готова к саморазвитию
III Фестиваль голосовой терапии «В резонансе»
Всероссийский методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения – 5»
Международная научно-практическая конференция «Три кита ментального здоровья – психиатрия, наркология и психотерапия»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская психиатрия в фарватере современных медико-социальных проблем»
Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского
Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития»
Международная научно-практическая конференция по психологии общения «Восприятие и понимание человека человеком»
VI Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»
Международная научная конференция «Математическая психология: современное состояние и перспективы», посвященная 90-летию со дня рождения В.Ю. Крылова
8-я Всероссийская научно-практическая конференция «Психическое здоровье человека и общества: актуальные междисциплинарные проблемы и возможные пути решения»
IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»
Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы психологии искусства»
Международный съезд психологов в сфере образования
Всероссийская конференция «Век психологии в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского»
- #практика
- #саморазвитие
- #Саммит психологов
- #видеоматериалы
Человек саморазвивающийся
Автор
Что может побуждать человека к саморазвитию? Какие методики для диагностики готовности к саморазвитию используют психологи в своей работе? С какого возраста можно поддерживать стремление к развитию себя? Об этом и многом другом рассказала Нина Низовских в интерактивной лекции «Человек саморазвивающийся: концепции, диагностика, психотехники», которая состоялась на Санкт-Петербургском саммите психологов.
Нина Аркадьевна Низовских — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Вятского государственного университета (Киров), научный руководитель магистерской программы по психологии личности, главный редактор журнала «Вестник Вятского государственного университета».
«Саморазвитие — один из возможных вариантов развития человека в современном мире. Можно рассматривать саморазвитие как результат творческой самодеятельности личности, и также мы можем рассматривать его как специальную деятельность, направленную на создание в себе нового в соответствии с жизненными задачами.
Мотивация саморазвития
«Мотивы саморазвития можно объединить и представить в составе трех групп:
- мотивы, связанные с другими людьми: подражание, потребность в любви и признании, стремление к независимости;
- мотивы, направленные на себя: самопознание, самопонимание, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, самовыражение;
- экзистенциальные мотивы: стремление к обогащению своих сущностных сил, ответственность, вина, совесть, свобода, стремление к смыслу, идея смерти.
Идея смерти, как бы это ни парадоксально звучало, спасает человека к жизни, побуждает его к саморазвитию. Когда человек понимает, что время его жизни ограничено актом рождения и смертью, он, как пишет Ирвин Ялом, начинает подсчитывать свои сокровища и ценить каждый час и каждый день своей жизни, понимает, что нельзя упускать время. Я научилась о смерти говорить светло, потому что это естественный элемент нашей жизни.
Диагностика психологической готовности к саморазвитию
Готовность к саморазвитию — значимый личностный ресурс профессиональной эффективности. Это побуждает практиков обращаться к диагностике готовности к саморазвитию в различных обстоятельствах:
- при изучении субъектов образовательного процесса,
- при подборе персонала на должности топ-менеджеров,
- при отборе претендентов для участия в престижных лидерских конкурсах,
- для замещения вакантных должностей в госслужбе и др.
Сегодня известны следующие методики диагностики готовности к саморазвитию.
1. Тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова выявляет два компонента саморазвития: самопознание и самосовершенствование. По итогам диагностики анализируются четыре типа готовности: тип «А» — «могу самосовершенствоваться, но не хочу знать себя»; тип «Б» — «хочу знать себя и могу самосовершенствоваться»; тип «В» — «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться»; тип «Г» — «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать».
2. Методика диагностики готовности к саморазвитию А.М. Прихожан выделяет направленность личности на саморазвитие. Предназначена для диагностики тенденции к саморазвитию у подростков.
3. Методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволяет выявить степень готовности к саморазвитию и провести самооценку личностных качеств, способствующих саморазвитию. Методика предназначена для самоисследования педагогов.
4. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию направлена на оценку уровня сформированности умений и навыков саморазвития; учитываются показатели мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, коммуникативного и организационного компонентов психологической готовности, а также способность к самоуправлению. Предназначена для диагностики педагогов.
5. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности, В.Ю. Костенко направлена на выявление препятствий к саморазвитию, в качестве которых выступают такие личностные качества как эгоизм, ригидность и внутренняя несогласованность. Отличительной особенностью данной методики является то, что она стандартизирована, прошла психометрическую проверку.
Мария Алексеевна Щукина
по итогам 2021 года
Психология саморазвития
Психологическое сопровождение саморазвития
Многие — от Петра Федоровича Каптерева до современных ученых — считают, что надо помогать человеку стать на путь саморазвития, чтобы он жил собственной жизнью. Когда нужно начинать содействовать саморазвитию? Виктор Иванович Слободчиков писал: «Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и взрослого». Мы должны подводить тех, кто работает с детьми, к пониманию ответственности за то, как мы ведем себя по отношению к нашим детям, ученикам, студентам. Особенно чувствительным является маленький ребенок, когда он еще не знает, как его зовут, какой он, и это мы ему рассказываем, мы трактуем его поведение определенным образом. Галина Анатольевна Цукерман говорит: «Вопрос о сроках постановки задач саморазвития надо решать чрезвычайно осмотрительно и лучше «семь раз отмерить» с помощью всех известных периодизаций психического развития».
Уже на ступени младшего школьного возраста возможно ставить и решать задачу создания условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
И если учитель видит в ребенке личность и поддерживает его, тогда человек может почувствовать притягательную силу движения вперед, которое он сам может для себя избрать.
Переломным для саморазвития является подростковый возраст. Юношество — это ответственный период, центральной задачей становится личностное и профессиональное самоопределение. Саморазвитие может продолжаться на протяжении всей жизни человека.
Как мы можем судить, туда мы идем в саморазвитии или нет? Вопрос о направленности саморазвития очень важен, потому что саморазвиваться человек может и в асоциальном направлении, избирая для себя теневую сторону жизни. Конечно, мы не можем спасти человечество, поскольку добро и зло есть в природе человека, и каждый делает свой выбор. Мы можем только сеять «разумное, доброе, вечное» и уметь ответить себе на вопрос: а я в каком направлении двигаюсь в своем развитии?
Критерии прогрессивного развития личности (по Л.И. Анцыферовой):
- рост целостности и интегративности психологической организации личности;
- усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
- накопление новых потенций развития;
- расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
- возрастание многоуровневости и системности ценностно-смысловых отношений человека к миру;
- реализация ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании.
Человек ответственен за пути, которые он выбирает, и если он выбрал развитие в том или ином направлении, то в других возможен регресс.
Один из ключевых вопросов психологии саморазвития — это вопрос о психотехнике саморазвития. Мало сказать человеку: «Развивайся, тебе это необходимо!» — важно показать ему, как он это может делать».
Источник https://hug.ru/blog/samorazvitie-lichnosti/
Источник https://psy.su/feed/8664/
Источник