Саморазвитие это в педагогике кратко

Содержание

Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процесса
статья

Сборник опубликован на сайте Ассоциации педагогов России «АПРель», являющегося официальным всероссийским средством массовой информации (СМИ), зарегистрированным в Роскомнадзоре. Свидетельство о регистрации СМИ №ФС77-56431

Опубликованная работа соответствует ФГОС

«Саморазвитие и самообразование педагога

как необходимое условие его педагогической подготовленности

к современным требованиям организации

Салыгина Елена Владимировна,

методист ФКП ОУ №117

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

2. Мотивы саморазвития и самообразования

3. Основные направления саморазвития и самообразования

4. Формы саморазвития и самообразования

5. Организация саморазвития и самообразования

6. Источники саморазвития и самообразования

7. Результаты саморазвития и самообразования педагога

8. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Развитие профессиональной компетентности педагога подразумевает непрерывное самосовершенствование, развитие его творческого потенциала, индивидуальных и профессиональных качеств, накопление профессионального опыта, формирование способности к восприятию педагогических инноваций и адаптации в меняющейся педагогической среде.

Современный мир – мир динамичный. Развивающиеся технологии и информационные ресурсы требуют разнообразных теоретических знаний, новых форм и методов работы, поскольку прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают.

В наши дни для профессиональной деятельности педагога недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. На современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свои знания, повышать свой профессиональный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. Сегодня невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Совершенствование качества обучения в профессиональном обучении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. А, следовательно, этот уровень должен постоянно расти. Поэтому самообразование педагога должно стать его потребностью.

Основные направления саморазвития личности:

  • самовоспитание (воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения);
  • самообразование (познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуальное обогащение).

Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);

во-вторых, управляется самим человеком;

в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.

На современном этапе разные подходы в определении самообразования дают возможность рассматривать это понятие и как процесс развития интеллектуальных качеств и способностей, и как вид познавательной деятельности, и как средство саморазвития.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагога постоянного совершенствования знаний.

1. Структура саморазвития и самообразования педагога

Уровень освоения обучающимися профессиональных компетенций напрямую зависит от уровня самообразования педагогов профессионального цикла и мастера производственного обучения. Ведь чем больше знают и могут педагогические работники, тем больше знаний и умений может получить их обучающиеся. Актуальность самообразования для педагога обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией. Таким образом, педагог сможет собственным примером побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся. Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — это необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у своих обучающихся. Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция педагога, это условие для его профессионального роста, а значит, и условие успешности и востребованности его обучающихся.

Самообразование имеет целью, прежде всего, повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения.

2. Мотивы саморазвития и самообразования

Суть процесса саморазвития и самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников и использует их в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Определим мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как “несовременного человека”.
  • Конкуренция. Не секрет, что многие обучающиеся, приходя на обучение в ФКП, пишут заявление на обучение в учебную группу к конкретному мастеру производственного обучения, предметнику.
  • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?

3. Основные направления саморазвития и самообразования

Каждый преподаватель профессиональных модулей (дисциплин) и мастер производственного обучения для эффективного обучения и воспитания обучающихся — будущих профессионалов должен постоянно развивать и поддерживать на высоком уровне основные компетенции:

— профессиональные (предмет преподавания),

— методические (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения),

— педагогические (ориентированные на обучающихся ),

— психологические (имидж, искусство общения, лидерские качества и др.),

Список можно продолжать до бесконечности, исходя из интересов педагога.

4. Формы саморазвития и самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Рассмотрим, наиболее часто используемые формы самообразования педагога.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах,

методических семинарах, заседаниях ЦМК; посещение уроков коллег, мастер-классов, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап – обучающий, на котором ппедагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомится с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами, накапливает педагогические факты, проводит их отбор и анализ, формирует картотеку по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (группе обучающихся, дисциплине); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением: созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.

Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях ЦМК, педагогическом совете, проведение открытых уроков, мастер-классы для коллег, внеклассных мероприятий.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором преподаватель должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях ЦМК, методических семинарах, педагогическом совете.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого преподавателя. Срок реализации плана преподаватель определяет сам.

Примерная длительность этапов самообразования:

 первый год – 1-2 этапы;

 второй год – 3 этап;

 третий год – 4-5 этапы

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов.

Широко применяемая форма самообразования педагогов — творческий план самообразования, который помогает определить возможное содержание профессионального самосовершенствования специалиста и последовательно осуществить намеченное. Начинающим педагогам помогает детальный план самообразования, опытным – более сжатый.

5. Основные методы саморазвития и самообразования

Ресурсами самообразования и развития профессиональной компетентности педагога являются:

— литературные источники (включая электронные публикации), профильные сайты, форумы и конференции в Интернете;

— взаимодействие с методистами, наставниками, опытными педагогами, выступающими в роли консультантов, экспертов и т.д.;

— деятельность предметно-цикловых комиссий (методических объединений, кафедр), осуществляющих разработку общей методической темы, обсуждение методических подходов и др.;

— работа педагога над своим портфолио;

— участие в мероприятиях профессиональной образовательной организации по повышению квалификации педагогического персонала в формах педагогических чтений, семинаров, тематических педсоветов, тренингов и т.д.;

— методические и научно-практические семинары, круглые столы, конференции для педагогов, проводимые на различном уровне;

— программы дополнительного образования различной направленности, осваиваемые преподавателем по своей инициативе (тренинги, дистанционные курсы и т.д.);

— трансляция собственного педагогического опыта, участие в проектной деятельности;

— участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;

— стажировки на на рабочих местах производства исправительных колоний;

— совмещение преподавательской деятельности с практической.

Можно выделить следующие методы самообразования:

  • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций ФКП ОУ №117;
  • участие во всех формах методической работы учебного заведения;
  • изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе профессионального образования;
  • взаимопосещение уроков, участие в разборе открытых уроков;
  • анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе;
  • разработка материалов по комплексному методическому обеспечению предметов, подготовка рефератов, методических материалов, докладов и т.д.

саморазвитие самовоспитание личность педагог

6. Организация саморазвития и самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Читать статью  Потребность в саморазвитии и способы ее удовлетворения

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с обучающимися, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.)

Тематикой самообразования может являться:

— одна из годовых задач образовательного учреждения;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

7. Источники саморазвития и самообразования

Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Источниками самообразования могут быть:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео-, аудио- информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Следует отметить, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту, но они могут способствовать и тому и другому одновременно.

8. Результаты саморазвития и самообразования педагога

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые необходимо достичь за определенный срок. Этими результатами самообразования педагога, на определенном этапе, могут быть (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета и проведения практик;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы и др;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференции, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Следовательно, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы и выше уровень его профессионального мастерства.

9. Продуктивность процесса саморазвития и самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии (рефлексия – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);
  • программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.

Главным инструментом профессионального саморазвития педагога является рефлексия.

Рефлексия — обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаний.

Рефлексия – качество глубоко личностное. Психологи считают, что именно ре флексия делает человека человеком, давая ему возможность адекватно оценивать себя, свои мысли и действия, управлять своим поведением. То есть, рефлексия позволяет человеку, его сознанию и самосознанию увидеть себя со стороны.

Ценность рефлексии для преподавателя заключается в том, что она помогает педагогу выработать самостоятельную стратегию профессиональной деятельности в условиях современного динамичного мира. Мира, который изменился и продолжает меняться, требуя от человека способности всю жизнь учиться и переучиваться, ме нять профессии, перерабатывать огромные потоки информации и др.

Для овладения способностью к рефлексии на начальном этапе можно задавать себе достаточно простые вопросы: «Что я делаю? Как я это делаю? Почему я делаю именно так, а не иначе?» — и отвечать на них.

Для осуществления рефлексии психологи рекомендуют прекратить поток деятельности и как бы выйти сознанием за ее пределы.

Например, в процессе подготовки к предстоящему занятию педагог анализирует свои планирующие действия, конструирует их, соотносит с конкретными индивидуальными особенностями обучающихся, возможностями их развития. Проектирование собственной деятельности по обучению позволяет педагогу совершать превращения сложного в простое, неинтересного в увлекательное. А это и есть одно из важнейших профессиональных умений педагога. Этот же метод характерен для рефлексии педагога, когда он проводит анализ, оценку и обобщение своего опыта или осмысливает опыт других преподавателей.

Но нередки ситуации, когда педагогу приходится выходить сознанием за пределы деятельности, не прекращая ее. Например, во время учебного занятия преподаватель, объясняя учебный материал, вдруг видит, что некоторые обучающиеся заняты своими делами. Преподаватель продолжает объяснять и одновременно задает себе вопросы: «Что случилось? Я не смог заинтересовать ребят? Я не успел осуществить смену деятельности? Что предпринять? Сделать замечание? Задать вопрос? и т. д.». То есть, в этом случае предметом рефлексии преподавателя становится процесс учебного взаимодействия с обучающимися, их отношение, их эмоциональные реакции и собственные действия педагога по реализации задач занятия. Необходимость быстрого принятия решений «в режиме реального времени», т. е. здесь и сейчас, требует от педагога гибкости, критичности, быстроты и осмотрительности. Таким образом, рефлексивные процессы проявляются во всей профессиональной деятельность педагога: и в ситуации непосредственного взаимодействия с обучающимися, и в процессе проектирования их учебно-воспитательной деятельности, и на этапе собственного самоанализа и самооценки.

Педагогическая деятельность без рефлексии проста, но бесплодна. Ведь действительно просто делать что-то по привычке или по шаблону, не задумываясь о том – зачем ты это делаешь. «Зачем?» – это главный вопрос нашей профессиональной деятельности.

Не «почему?». Потому что ответ на этот вопрос подразумевает причину. Например, «меня пригласили работать в колледж», «заводы закрываются, а в колледже стабильная зарплата», «нет другой возможности обеспечить семью» и т. д. А именно «зачем»? «Чтобы творить, развиваться и совершенствоваться», «чтобы передать обучающимся накопленный за годы работы на производстве опыт», «чтобы реализовать себя в новой сфере деятельности», «чтобы внести свой вклад в личностно-профессиональное становление будущих специалистов», «чтобы, работая с молодежью, и самому оставаться молодым» и т. д.

Любая деятельность человека бессмысленна, если она не имеет цели и, если в ее результате не создается определенный продукт. Результатом саморазвития и самообразования педагога можно считать повышение качества преподавания профессионального модуля (дисциплины); разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка и проведение открытых уроков по собственным новаторским технологиям; проведение семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); написание методических разработок.

Показателем эффективности самообразования педагога является его профессионально-квалификационный рост, который находит свое отражение в портфолио педагога.

Преподаватель не может и не должен считать свое образование завершенным, а свою профессионаНиколай Александрович Рубакин (1862 — 1946) – известный русский библиограф и кнльную концепцию окончательно сформированной ни на каком из этапов своего профессионального пути. иговед в своей книге «Практика самообразования» (1914г.) завещал потомкам: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще.

В заключении, хочется добавить, что самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию рефератов и оформению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Итак, самообразование педагога — это наиважнейшая часть его профессионального роста.

Следует заметить, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием.

Закончить мне хотелось бы словами Рубанина Н.А. «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  2. Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук. М., РГЕ, 2005.
  3. Десятова И.В. Самообразование педагога, как фактор профессионального саморазвития. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. Ст. По матер. X междунар. науч.-практ. конф. часть I. – Новосибирск: сибак, 2011.
  4. Копылова И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 51-54.
  5. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  7. Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М., РГБ, 2003.
  8. Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

Размещено на Allbest.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наличие ИКТ-компетентности преподавателя иностранного языка — необходимое условие на современном этапе

Статья по методике преподавания английского языка. Рассматривается необходимость внедрения новых технологий на уроке и наличие у преподавтеля современных знаний.

статья «Самообразование как необходимое условие профессиональной деятельности педагога»

Для преподавателей спецдисциплин.

Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения

Сегодня главный смысл деятельности учителя — создать каждому ученику ситуацию успеха.Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполнен.

Самообразование как необходимое условие повышения квалификации педагога

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Необходимые условия для процесса фотосинтеза

Раскрывает необходимые условия для процесса фотосинтеза.

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя

Доклад на ЦМК Самообразование — необходимое условие профессиональной деятельности преподавателя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ

В статье рассматриваются вопросы необходимости профессионального саморазвития.

Саморазвитие это в педагогике кратко

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Читать статью  Почему люди стремятся к саморазвитию

Категория развития в специальной педагогике рассматривает­ся как диалектический процесс тождества, совмещения противо­положностей — внешнего (развития) и внутреннего (саморазви­тия). Любые внешние влияния оказываются успешными лишь по­стольку, поскольку личность действует сама. «Живой человек, Живой ребенок никогда не может быть простым «объектом воз-Действий», «предметом обработки», наподобие глины, дерева и т. п.

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обес­печивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич­ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожи­даемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствую­щим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Как отмечает В.И.Бельтюков, процесс саморазвития может быть существенно затруднен в двух случаях: а) если переданные развивающемуся организму филогенетические накопления недо­статочно упорядочены или даже интегрированы с определенны­ми отклонениями от нормы; б) если переданы по наследству или приобретены в раннем детстве (в результате тех или иных заболе­ваний) нарушения периферических органов чувств (рецепторов), что лишает организм доступа внешних воздействий. В первом слу­чае имеют место разного рода органические нарушения централь­ной нервной системы и обусловленные ими отклонения в разви­тии психики и речеязыковой сферы. Во втором проявляются спе­цифические отклонения в развитии, связанные с функцией орга­нов чувств, и прежде всего слуха и зрения.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжает­ся всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специ­ального обучения и воспитания условия, адекватные поставлен­ным задачам.

Необходимо предупредить возникновение вторичных и после­дующих отклонений в развитии, поэтому должны быть преду­смотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психо­физического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике спосо­бами. Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ре­бенка, имеющего нарушения, на каждом возрастном этапе разви­тия в связи с ограничением его индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий разви­тия у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему спе­циальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образователь­ных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и уме­ния пользоваться им в образовательных, познавательных и ком­муникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение уме­нием ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответству­ющим поведением и многое другое.

Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

10.1. Обучение, развитие, саморазвитие

10.2. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия

Обучение, развитие, саморазвитие

Как и все остальные люди, человек с ограниченными воз­можностями в своем развитии настроен на освоение социально­го опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отли­чается от общепринятого в педагогике: физические и психиче­ские недостатки меняют, отягощают процесс его формирова­ния, причем каждое нарушение по-своему влияет на растущего человека.

Категория развития в специальной педагогике рассматривает­ся как диалектический процесс тождества, совмещения противо­положностей — внешнего (развития) и внутреннего (саморазви­тия). Любые внешние влияния оказываются успешными лишь по­стольку, поскольку личность действует сама. «Живой человек, Живой ребенок никогда не может быть простым «объектом воз-Действий», «предметом обработки», наподобие глины, дерева и т. п.

Исследованиями ученых-дефектологов установлено, что именно специально организованный и целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания ребенка с ограниченными возможностями обес­печивает диалектическое тождество его развития и саморазвития, создает возможности для их реализации. При этом очевидно, что сама по себе собственная активность ребенка, имеющего первич­ное физическое или психическое нарушение, не приведет к ожи­даемому эффекту саморазвития, если она не будет соответствую­щим образом инициироваться, направляться, активизироваться, стимулироваться воспитателем или педагогом, т.е если она не будет встроена в контекст специального обучения и воспитания.

Как отмечает В.И.Бельтюков, процесс саморазвития может быть существенно затруднен в двух случаях: а) если переданные развивающемуся организму филогенетические накопления недо­статочно упорядочены или даже интегрированы с определенны­ми отклонениями от нормы; б) если переданы по наследству или приобретены в раннем детстве (в результате тех или иных заболе­ваний) нарушения периферических органов чувств (рецепторов), что лишает организм доступа внешних воздействий. В первом слу­чае имеют место разного рода органические нарушения централь­ной нервной системы и обусловленные ими отклонения в разви­тии психики и речеязыковой сферы. Во втором проявляются спе­цифические отклонения в развитии, связанные с функцией орга­нов чувств, и прежде всего слуха и зрения.

Саморазвитие начинается с момента рождения и продолжает­ся всю жизнь. Крайне важно ввести этот процесс в правильное русло как можно раньше, обеспечив ребенку средствами специ­ального обучения и воспитания условия, адекватные поставлен­ным задачам.

Необходимо предупредить возникновение вторичных и после­дующих отклонений в развитии, поэтому должны быть преду­смотрены их коррекция и компенсация средствами образования, так как своеобразие, неравномерность, незавершенность психо­физического развития затрудняют включение ребенка в освоение социокультурного опыта принятыми в общей педагогике спосо­бами. Для этого требуется максимально полное удовлетворение специфических образовательных потребностей, возникающих у ре­бенка, имеющего нарушения, на каждом возрастном этапе разви­тия в связи с ограничением его индивидуальных возможностей. Например, для предотвращения негативных последствий разви­тия у ребенка, потерявшего слух, следует предоставить ему спе­циальные образовательные условия для удовлетворения целого ряда возникающих у него новых, отсутствовавших ранее, образователь­ных потребностей, а именно — развитие остаточного слуха и уме­ния пользоваться им в образовательных, познавательных и ком­муникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи по чтению с губ говорящего человека; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада речи (если таковая уже имелась — в случае позднооглохших); овладение уме­нием ориентироваться в беззвуковом пространстве и соответству­ющим поведением и многое другое.

Таким образом, исходной позицией при организации специ­альной помощи ребенку с ограниченными возможностями яв­ляются не столько сведения о его дефекте или нарушении, сколь­ко сам ребенок со всем свойственным ему своеобразием, его уникальной жизненной ситуацией, его жизненным простран­ством.

Человек имеет материальный и духовный мир. Материальный мир составляет биологический организм, главное свойство которого здоровье. Духовный мир включает в себя мировоззрение и ценности человека, которые обозначают направление саморазвития. Духовный мир развивается через рефлексию, чувственность, логическое мышление, эмоциональность. Эти миры взаимосвязаны между собой, стремятся к гармонизации, взаимообогащая друг друга. Развитие их заложено природой, а уж как человек будет его осуществлять, зависит только от него.

Саморазвитие человека содержит в себе систему отношений, которые требуют от личности постоянной деятельности, в результате получая выработку каких-то качеств человека и способностей. Если рассматривать виды этих отношений, то можно выделить отношения человека с самим собой, с природой и с социумом. Все эти виды действуют вместе, одновременно, находясь в единстве, но в зависимости от ситуации в жизни какие-либо из них преобладают. В саморазвитии человека деятельность в системе отношений выступает как его неизменный способ жизнедеятельности. Жизнедеятельность – это процесс деятельности, целеполагания, поведения личности, протекающий беспрерывно. В процессе жизнедеятельности и осуществляется саморазвитие.

Итак, саморазвитие – процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности [1]. Активность, также является характеристикой саморазвития, так же как и жизнедеятельность. Активность может быть социальной активностью и социальной реактивностью. Социальная реактивность выступает или как социальная пассивность или же как импульсивность, зависит от результата уровня вобуждения. Социальная активность это когда человек может свершать изменения в социальной среде. Социальная активность — это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью [2]. Социальная активность имеет многоуровневую структуру. Первый уровень нормативный, его имеют дошкольники и младшие школьники, здесь ребенок повторяет всё что воспринял при взаимодействии со взрослым. Подросткам свойственен нормативно-личностный уровень, когда уже появляется своё отношение к деятельности, получаемым знаниям, просыпается индивидуальность. Следующие уровни характерны для взрослых – личностно-продуктивный и личностно-творческий. Осуществляя социальную активность, человек становится ближе к возможности обретения субъективной свободы, например, совершать личностный выбор.

Способность к самопознанию – это еще одна характеристика саморазвития. Самопознание, самовоспитание, самообразование это наиболее близкие понятия к понятию саморазвития. Всё это процессы, обеспечивающие профессиональный и личностный рост учителя. Саморазвитие происходит в процессе самовоспитания, а также самообразования. Самообразование – это самостоятельное образование, познавательная деятельность, основанная на личном интересе. Например получение знаний в профессиональной деятельности – это профессиональное самообразование. Самовоспитание в образовании это, прежде всего самостоятельное преодоление своих отрицательных качеств, и самосовершенствование положительных. Профессиональное самосознание личности является основным источником и механизмом профессионального развития и усовершенствования [3].

Что же касается профессионального саморазвития то это развитие человеком общих, личностных, профессионально важных качеств. Как любая деятельность саморазвитие имеет свои цели, методы, действия, мотивы и результаты. Итак, первое, это процесс целеполагания. Цель — это осознанный образ задуманного результата. Цели педагога определяют направленность профессиональной деятельности и личности в целом. Но целеполагание невозможно без самопознания, то есть способности к познанию себя, особенностей интеллекта, поведения, своего потенциала. Осознание себя личностью в своей профессиональной деятельности – это профессиональное самопознание. Далее, для осуществления целей профессионального саморазвития педагогу необходимо наметить программу саморазвития. А для её реализации используют такие методы как аутогенная тренировка, самоободрение, самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Эти методы взаимосвязаны, и бывает, что применяются одновременно. Также, для коррекции программы самовоспитания личность использует самоконтроль. И наконец, как результат саморазвития у педагога образовывается профессиональное мировоззрение и самосознание, его профессиональная позиция как единство преобладающих ценностно-смысловых отношений к социуму, к себе и к своей деятельности.

Выделяют три направления саморазвития, это самоутверждение, самоактуализация, самосовершенствование. Профессиональное самоутверждение педагога, это такое свойство личности, которое выражается в потребностях, устремлениях, в его осуществлении целей в общении, поведении, получения признания и одобрения от коллег и учеников. Процесс осуществления потенциала личности, его возможностей и способностей в определенных результатах его профессиональной деятельности называется самоактуализацией педагога. Самосовершенствование заключается в осознанном процессе повышения своей профессиональной компетентности учителя, в развитии его профессионально важных качеств.

В профессиональном саморазвитии педагога выделяют адаптационную модель развития и модель профессионального развития. В первой модели у личности в сознании преобладает тенденция к зависимости профессиональной деятельности от правил и норм внешних обстоятельств, пользуясь ранее усвоенными схемами решения профессиональных задач, работая по стереотипам и шаблонам. Когда же личность обладает порывом посмотреть на свою деятельность в целом и желанием преобразовать её, не боясь никаких трудностей, а видя в них только стимул двигаться вперед, то такое поведение считается профессиональным развитием, это вторая модель саморазвития.

Читать статью  6 мощных техник психической саморегуляции

В профессиональном саморазвитии и в педагогическом процессе, важным фактором является самопринятие педагога. С.М.Рогожникова выделяет четыре типа педагогов подразделяющиеся в зависимости от уровня самопринятия личности, это самоактуализирующийся, второй тип самодостаточный, самоутверждающийся, и внутренне-конфликтный тип. Первый тип наиболее благоприятен, так как его самопринятие находится на высоком уровне.

Нельзя не упомянуть о важном средстве в профессиональном саморазвитии – возможности включиться в инновационную деятельность, раскрывая тем самым свой творческий потенциал. Инновационный потенциал педагога – это профессионально-личностная характеристика, в ней выражаются педагогические инновационные знания, мотивация и ценности интеллектуальных способностей и возможность предоставленная организацией по осуществлению инноваций.

Саморазвитие – процесс нелегкий, и конечно у педагогов часто возникают затруднения. Например, трудности в познании своего Я, задача психолога здесь преодолеть неуверенность, страхи, научить навыкам саморегуляции. Зная какие трудности испытывает педагог на пути к своему саморазвитию, становится возможным оказать ему психолого-педагогическую помощь в самосовершенствовании.

В педагогическом коллективе важна организация работы по самосовершенствованию, так как коллектив объединяется, развивается уровень профессионального мастерства педагогов и всего коллектива в целом.

Итак, в заключении можно сказать, что саморазвитие это одна из наиболее важных потребностей человека. Профессионально-личностное самосовершенствование возможно при условии понимания человеком, что все возникающие затруднения, это возможность самопреодоления, и успех неминуем. Самореализация – это взятие на себя ответственности за свой профессиональный рост. Личность способная к саморазвитию получает удовлетворение от профессиональной деятельности, открыта новому жизненному опыту и достигает успехов в своей деятельности.

Список использованных источников

1 Олешков М.Ю. , Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. . 2006. [82, c. 684]

2 Усова А.В. Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста

3 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

профессиональное саморазвитие педагога

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

профессиональное саморазвитие педагога

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

профессиональное саморазвитие педагога

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

профессиональное саморазвитие педагога

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

профессиональное саморазвитие педагога

Роль психологии в преподавательской деятельности

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет саморегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

профессиональное саморазвитие педагога

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

профессиональное саморазвитие педагога

Подводим итоги: педагогические параллели

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Саморазвитие собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала,реализации веры в возможности самовоспитания, в процессе естественногофизиологического, психического и социального развития. (Г)

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ . А.С. Воронин . 2006 .

Смотреть что такое «Саморазвитие» в других словарях:

саморазвитие — саморазвитие … Орфографический словарь-справочник

САМОРАЗВИТИЕ — см. в ст. Самодвижение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. САМОРАЗВИТИЕ … Философская энциклопедия

САМОРАЗВИТИЕ — САМОРАЗВИТИЕ, саморазвития, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. Задача физкультурного кружка содействие физическому саморазвитию рабочих. 2. Развитие,… … Толковый словарь Ушакова

саморазвитие — сущ., кол во синонимов: 1 • развитие (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

САМОРАЗВИТИЕ — процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие возможно на определенной ступени возрастного развития, когда сформировались механизмы… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

саморазвитие — savilava statusas T sritis švietimas apibrėžtis Niekieno nevadovaujamas, savarankiškas savo intelektinių galių (žinių, mokėjimų ir įgūdžių) vystymas, tobulinimas. Tai daroma ir lygiagrečiai su formaliuoju mokymu, ir vadovaujantis savo interesais … Enciklopedinis edukologijos žodynas

саморазвитие — savišvieta statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Savarankiškas protinis lavinimasis; savo intelekto plėtotė. atitikmenys: angl. self instruction vok. Selbstbildung, f rus. самообразование; саморазвитие … Sporto terminų žodynas

саморазвитие — saviugda statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saviauklos, savirangos ir savišvietos darna. atitikmenys: angl. self development; self education vok. Selbstentwicklung, f rus. саморазвитие … Sporto terminų žodynas

Саморазвитие — см. Развитие и Самодвижение … Большая советская энциклопедия

Саморазвитие — (в смысле évolution spontanée) см. Эволюция … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Саморазвитие — ср. 1. Умственное или физическое развитие человека путем самостоятельных занятий, упражнений. 2. Развитие собственными силами, без содействия каких либо внешних сил. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Читайте также:

  • Политическая культура и политическая социализация кратко
  • Тебризская школа миниатюры кратко
  • Часы на баумана в казани кратко
  • О природных лечебных ресурсах лечебно оздоровительных местностях и курортах кратко
  • Образ герасима из рассказа муму 5 класс кратко

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/17/samorazvitie-i-samoobrazovanie-pedagoga-kak

Источник https://obrazovanie-gid.ru/pereskazy1/samorazvitie-eto-v-pedagogike-kratko.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *