Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

Вы либо подчиняетесь мнению окружающих и никогда не растете. Либо растете, но вам будет больно.

Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

Дата публикации: 12 декабря 2022
Время чтения: 13 минут

Саморазвитие: почему оно вам нужно, но вы его продинамите

Владимир Лакодин Редакция «Текстерры»

Для большинства людей нет ничего страшнее длительного и болезненного процесса, который скрывается за нарядной витриной слова «саморазвитие». Введшие его в массовый попсовый обиход легкомысленные миллениалы и ранимые зумеры, не знают, о чем говорят.

Им кажется, что саморазвитие — это пробежать глазами краткое изложение бестселлера «Атлант расправил плечи» на каком-нибудь Briefly, зажмурившись и покрываясь холодным потом от приступов социофобии, записаться в школу танцев, посетить целых 3 занятия, а потом отчитаться об этих подвигах в соцсети.

Витает в сетевом воздухе, что «саморазвитие» — это вроде как про soft skills, которых, вероятно, и не существует вовсе. Отовсюду слышен звон, что это про «личный бренд» и какую-то «распаковку личности», про «коучинг» и некий жизненный «драйв».

Но нет. Саморазвитие — это про хроническую жгучую боль от несоответствия личных возможностей личным же потребностям. И про преодоление этой боли.

Разберемся с определениями. Психологи в целом сходятся в том, что саморазвивающийся человек — это «личность, создающая сама себя, взявшая в свои руки полное управление своей жизнью, творящая ее, основываясь на своих внутренних ресурсах».

Также считается, что высший уровень саморазвития приводит к автономии личности. Автономный человек — тот, чьи цели, решения, убеждения, поведение определяются не внешним контролем со стороны социума, а им самим.

Автономная личность перестает быть объектом для деятельности других и становится субъектом собственной деятельности, мотивом для которой служат личные интересы, ценности и потребности. Вместе с тем автономный человек всецело принимает ответственность за свои действия.

Психологи, принадлежащие к школам с научно доказанной эффективностью, жестоки — вечно они подсовывают людям какую-то скучную ответственность. Как будто нельзя просто реализовывать свои потребности, а платил бы за это кто-то другой! Все же так делают: вот и Маша, и Света, и Катя — вы посмотрите только на их соцсетевые ленты. Вот что животворящие курсы ведических жен делают.

Но, увы, в саморазвитии все, что происходит, имеет приставку «само-»: самомотивация, самоосознание, самоопределение, самоокупаемость наконец. Подавляющее большинство людей в такой парадигме жить просто не может.

Эволюция некрасиво сформировала их — люди готовы во всем присоединяться к мнению окружающих, к практикам коллективного действия и даже наплевать при этом на мораль и путающуюся в ногах этику. Людские гены вынуждают их к приспособленчеству, притворству, раболепию, лжи и потребности искренне полюбить ложь, выдав ее за правду.

Приспособленчество большинства помогает выжить и передать свои гены следующим поколениям. Это довольно жесткая генетическая «программа». Те, кто ей подчиняются, как мы понимаем, не являются автономными личностями. Их потребности, ценности и поведение контролируются извне — со стороны малых и больших социумов, будь то семья или целый социальный класс.

Саморазвитие же — это почти безнадежное восстание человека против собственной сущности социального животного. Для многих оно просто невозможно.

Саморазвитие

Потребность в саморазвитии блокируют еще в юности

Прекраснодушные психологи считают, что саморазвитие, ведущее к автономии личности, — это путь психологического здоровья. Вместе с тем они отмечают:

«Характерная особенность России — коллективизм традиционных социальных отношений… не сформировались представления о самостоятельности, независимости личности – ни в царской России, ни в период господства советской власти… И современному российскому обществу присущи черты коллективизма, что нередко проявляется в более пассивной и безынициативной позиции личности современного человека».

Даже те юные россияне, которым повезло родиться с какой-либо одаренностью или высоким интеллектом, в массе своей ни о каком саморазвитии не помышляют. Особенно это хорошо видно по результатам исследований, проводившихся в сельской местности.

Свежая научная работа сотрудников Алтайского государственного педагогического университета показывает, что одаренные подростки из села имеют низкое стремление к саморазвитию — даже ниже, чем дети с обычными способностями.

93,9% сельских школьников с одаренностью «не готовы самосовершенствоваться». Среди детей, не имеющих талантов, также не готово менять себя подавляющее большинство.

Приведем прямую цитату: «Они не получают внешнего стимула для повышения собственной готовности больше знать о себе, своих способностях, характере, творческом потенциале. Оглядываясь на других жителей своей местности, они повторяют принцип жизни большинства: «Зачем меняться?»».

Читатель воскликнет: «Ну, это же село! Чего ж вы хотели?». Но российская молодежь исповедует приспособленчество и ориентируется на установки социума также и в городах.

В 2021 году сотрудники Омского государственного аграрного университета им. Столыпина провели опрос молодых людей в возрасте 14–35 лет из десяти субъектов Сибирского федерального округа.

Читать статью  Потребность в саморазвитии и способы ее удовлетворения

Выборка респондентов была очень внушительной — 5092 человека. Молодых людей спрашивали об их ценностях, целях и жизненных перспективах. Достаточно предсказуемые результаты были получены среди студентов и работающей молодежи.

Их важнейшие цели — достижение материального благополучия и создание семьи.

Своим материальным статусом озабочены 68,9% представителей этой группы. Материальная обеспеченность на втором месте только у самой младшей группы — школьников (52,4%). Да и среди них цель «Образование» обогнала финансовый успех всего на полтора процента.

Когда молодых россиян спрашивают, какой фактор достижения успеха они считают главным, учащаяся молодежь отвечает: «Образование». А вот среди тех, кто уже работает и лично столкнулся с жизненными реалиями, большинство называет «Стартовый капитал». «Постоянное самосовершенствование», оно же «саморазвитие» по важности находится, в среднем, на 5-м месте.

В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов вузов и работающих молодых людей не удовлетворено своим материальным положением.

Работающая молодежь массово сталкивается с тем, что полученные ею знания и компетенции не востребованы на рынке. Вот вам и ценность формального образования (кстати, любой человек может перепрофилироваться и пройти обучение у практикующих профессионалов – прим. отдела продаж TexTerra).

И важный штрих к картине — возможности реализовать свои предпринимательские способности они тоже оценивают как неудовлетворительные.

Отучившиеся и уже вышедшие на рынок труда молодые россияне — это, в принципе, самая неудовлетворенная жизнью часть молодежи. Они, в большинстве своем, хотят денег, а для того, чтобы зарабатывать, им нужны, опять же, деньги и моральная поддержка семьи, а никакое не саморазвитие.

Саморазвитие

Главные ценности молодых россиян в порядке убывания: комфортная жизнь, материальный достаток, крепкое здоровье и долголетие, жизнь в стабильном государстве и индивидуальная свобода.

Также молодые особенно заинтересованы в «создании крепкой счастливой семьи», «получении от жизни удовольствий», «постижении духовного наследия» и в «благополучии детей».

Любопытно, что молодежь, по большей части, не видит причинно-следственной связи между затратами личных ресурсов на саморазвитие и материальным достатком в будущем. Люди уверены либо в том, что диплом «делает деньги», либо в том, что «деньги делают деньги» или «связи делают деньги».

И это очень похоже на господствующую в российском социуме мифологию. А значит, что молодежь со школы и минимум до 35 лет неавтономна, ее деятельность продиктована внешними факторами.

Выходит, что от россиян как бы ничего не зависит. В лучшем случае они могут порубиться за вузовскую корочку. А процветать все равно будут те, кто родился в семье, способной предоставить детям стартовый капитал — материальный и социальный.

Молодым не приходит в голову, что опираться стоит только на собственные внутренние ресурсы. Успех, по их мнению, приходит откуда-то извне.

Продвинем ваш бизнес

В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров

Как вы себя социально ощущаете?

Свежее исследование иркутского социолога Олега Кармадонова, проведенное на выборке в 1170 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в разных регионах РФ, показывает:

57% россиян испытывают в жизни больше тягот, чем удовольствий. 40% — поровну и того, и другого. И лишь 3% — больше удовольствий.

Преимущественно из страданий (со значительным перевесом) состоит жизнь 49,6% граждан, и это, согласитесь, пугающий показатель. Сами участники исследования (62,5%) тоже считают такое положение дел ненормальным. Также была выявлена еще одна печальная тенденция — женщины в России несчастливы чаще, чем мужчины.

Респондентам задали вопрос: «Ради чего, по-вашему, имеет смысл человеку терпеть тяготы и лишения на протяжении длительного периода?». Мотиваторы распределились так (результаты не суммируются, можно было давать несколько ответов):

  • «ради своей семьи, своих детей» ‒ 86,8%;
  • «ради будущего материального успеха» — 51,7%;
  • «ради своих идеалов» — 32%;
  • «ради будущего духовного просветления» — 20,2%;
  • «ради веры в бога» — 18,8 %;
  • «ради великого будущего своей страны» — 16,3%.

Социолог отмечает: «…первые три позиции являются индивидуально ориентированными — блага, которыми должно воздаться за страдания, нацелены именно на личное благополучие, включая и свои (а не чужие — прим. автора) идеалы».

Снова любопытный момент: ценности-то у россиян вполне индивидуалистические, а вот способ их достижения коллективистский — терпеть.

Формулировка вопроса не вызывает протеста — респонденты с готовностью отвечают, ради чего они терпят. Не живут, а именно что выносят тяготы. И, кажется, в России это считается особенно хорошим стимулом — «страдать ради семьи».

С одной стороны, россияне перековались в индивидуалистов, но с другой — сделали это как-то однобоко. В массе своей они все еще объекты, на которые воздействует некая внешняя сила — мистическая, исконная. Жизнь, Жареный Петух, судьба. Давление этой силы следует терпеливо переносить — таков обычай.

По данным ВЦИОМа за 2022 год, в предсказывание судьбы верят 59% россиян. Причем самая вовлеченная в мистическое понимание жизни возрастная группа — это молодежь от 18 до 24 лет.

Читать статью  Когда личность готова к саморазвитию

О каком саморазвитии в таком случае может идти речь? О каком психологическом здоровье общества?

Саморазвитие

Битва против самого себя (а может не надо?)

Весь ужас в том, что терпеть — вовсе не необходимость. Это лишь традиционный, вековой, мрачный метод выживания больших человеческих сообществ в России. Средний россиянин находится под постоянным внушением: ему де следует затянуть пояс, подождать, сплотиться вместе со всей страной в трудное время.

Люди, пожившие здесь достаточно долго, чтобы на личном опыте пронаблюдать несколько смен общественной формации, замечают: в России трудные времена — примерно всегда.

И общество истово поклоняется Жареному Петуху, Судьбе, «временам». Такое поклонение считается достойным, правильным, хорошим. Оно одобряется большинством. Поэтому человеку, созданному эволюцией социальным животным, противостоять мороку крайне сложно.

Терпеть всем вместе приятнее, чем решительно действовать одному, да еще и нести ответственность за это. Ведь когда мы терпим, ответственность несет кто? Судьба! А не мы, сирые.

Как удобно валить неуспех на отсутствие стартового капитала и на то, что вузы со своими программами на десятилетия отстали от потребностей рынка — так делают те, кто поумнее. Это хорошая аргументация для того, чтобы никаким саморазвитием не заниматься.

Но большинство даже такую логику не строит. Оно говорит: «Не всем дано», «Жизнь прожить — не поле перейти», «Бог терпел и нам велел».

Главным химическим мотиватором к какой-либо деятельности у человека является гормон и нейромедиатор дофамин. Подлость устройства нашего мозга состоит в том, что мотиватор вырабатывается, когда будущий результат деятельности мы видим близко — сегодня, завтра, через неделю.

А искомое саморазвитие — это трудная работа над собой, результат которой мы получим через годы. Нашему, во многом обезьяньему, мозгу на такое наплевать. Он не верит в долгосрочное планирование, отложенное вознаграждение и прочую рациональность.

Особенно хорошо мозг стимулирует сам себя дофамином за деятельность, которая вызывает одобрение окружающих людей — родственников, соседей, друзей, коллег. Нам физически приятнее сегодня или через неделю заслужить похвалу социальной группы, к которой мы принадлежим, чем думать о том, что какое-то муторное саморазвитие через пять-десять лет приведет нас к автономии личности. Да и не верим мы ни в какую автономию — к другому приучены.

В результате мы физически и эмоционально привязаны к настоящему моменту и бессознательно желаем, в первую очередь, быть «хорошими» для микро- и макросоциоумов, окружающих нас прямо сейчас. Меж тем эти социумы под влиянием собственного невежества, рекламы, пропаганды могут исповедовать самые дикие, буквально людоедские взгляды.

Саморазвитие

Микросоциумы осуществляют внешний контроль над нами, макросоциумы контролируют микросоциумы тоже «извне». Люди, с головой вовлеченные в общую социальность, мощно мотивированы дофамином соответствовать текущей (и постоянно меняющейся) «норме». Мы просто не силах противостоять моральному прессингу снаружи и наркохимии мозга, действующей изнутри. Ведь оставаться долгое время без «инъекций» дофамина и других, еще более социальных гормонов и нейромедиаторов типа окситоцина, человеку очень тяжело.

Добавляет жути то, что желания социума, относящиеся к нашему поведению, мы принимаем за свои собственные. И, что парадоксально, следование им может привести нас к полному материальному краху и даже к ранней смерти.

На этом фоне сознательное саморазвитие становится длительной, тяжелой борьбой нашей рациональности с нашими же «социальными» желаниями. Битвой против древних отделов собственного мозга, заставляющих нас быть как все и покорно терпеть бестолковые предписания злодейки Судьбы.

Вот поэтому-то и вы продинамите свое саморазвитие, и мы продинамим, и большинство всех остальных людей…

Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня

Проблемы саморазвития и почему оно так актуально сегодня

Тема саморазвития стала невероятно популярной в последние несколько десятилетий: коучи, тренинги и тренеры, мотивационные курсы и программы – все направлено на то, чтобы помочь раскрыть потенциалы и таланты, совершенствуя «базу». С одной стороны такая вовлеченность бизнеса является отражением большого спроса, и это прекрасно, ведь это значит — люди стремятся к развитию (в «Пирамиде потребностей» американского психолога Маслоу – это высший сегмент). Но, с другой, разнообразие техник, правил и методов, говорит о том, что далеко не все и не с первого раза получают желаемый результат. В чем причина, и какие основные проблемы саморазвития выделяют сегодня?

Саморазвитие и развитие личности: в чем разница

С точки зрения психологии, развитие и саморазвитие личности – имеют различия. Развитие бывает двух видов: осознанное, происходящее при воздействии внешних факторов, и неосознанное, как например, физическое развитие, обусловленное возрастными изменениями. Т.е. изменения происходят под воздействием каких-то факторов.

Саморазвитие – осознанное стремление к изменениям своих внешних (стиль одежды, поведение) или внутренних характеристик, а также работа над социальными и профессиональными взаимоотношениями.

что такое саморазвитие

Толчком к становлению на путь саморазвития психологи считают наличие чувства неуравновешенности двух своих «Я»: реального и идеального, то каким бы хотелось себя видеть. Это несоответствие собственным ожиданиям может касаться интеллектуального, физического, духовного, эмоционального, психологического, коммуникативного и социального сегмента.

В связи с тем, что феномен саморазвития был выведен в самостоятельную единицу относительно недавно (научных публикаций, статей и точных терминов на сегодняшний день нет), в психологии, как и в философии, это понятие трактуется по-разному:

  • как стратегия жизни;
  • как жизненная ориентация;
  • как одна из форм развития;
  • как потребность;
  • специфическая деятельность (наиболее популярна).
Читать статью  Базальтовая сетка. Инновационный Материал Строительства

Отсутствие целостного представления о процессе способствует появлению новых объяснительных подходов и методик. Однако, психологи убеждены, что даже при наличии единого ответа на вопрос «Что такое саморазвитие?», пути работы над собой будут отличаться: человек – прежде всего личность, и цели преследуются разные.

Что дает саморазвитие

Саморазвитие включает в себя несколько обязательных составляющих: повышение собственной осознанности, умение управлять собой (поведение, эмоции, мысли), развитие силы воли, целеустремленность.

Саморазвитие, как и его полное отсутствие, оказывает влияние на выбор профессии, а также на успешность развития карьеры. При приеме на работу рекрутеры оценивают не только деловые и профессиональные качества, но и степень саморазвития: если человек постоянно стремится к расширению собственных знаний и их актуализации, значит, он будет более перспективным для компании.

что дает саморазвитие

Естественно, результаты самосовершенствования не ограничиваются исключительно профессиональной деятельностью. Одним из первых этапов работы над собой является принятие и оценка себя: человек анализирует свое место в обществе, семье, коллективе; свои сильные и слабые стороны; цели, которых хочется достичь. Поняв себя, гораздо легче строить гармоничные отношения с окружающими, приходит понимание поступков.

Исходя из теоретической части, саморазвитие – Рог Изобилия, из которого сыплются блага. Но в таком случае, почему такое большое количество людей, занимаясь саморазвитием, не получают желаемого результата, и еще большее число – не стремится к изменениям вовсе?

Проблема развития и саморазвития личности

Приемы работы над собой достаточно просты: самонаблюдение и самоанализ (можно вести дневник), самомоделирование, изучение психологии, чтение литературы. Но даже, внедрив все эти пункты, человек не всегда может достичь той внутренней гармонии со своим «Я».

Проблема развития и саморазвития личности

Одна из главных проблем – неправильная постановка цели. Если говорить о физическом саморазвитии, то самые популярные цели касаются изменений своего тела, например, избавиться от лишнего веса. Но желаемые объемы – это хорошее стремление, но не правильная цель. Правильной целью будет изменение мышления: научиться получать удовольствие от самого процесса (спорт, питание). Стремления часто выдают за истинную цель авторы мотивационных книг и методик, поэтому их так много.

«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти…»

Л. Кэрролл

Кроме того, те раздражители, которые лежат на поверхности, практически всегда имеют внутренний стержень: конфликты с коллегами могут быть вызваны страхом строить доверительные отношения, претензии к весу/параметрам/стилю – неуверенностью в себе, стремления к успеху – потребностями к признанию.

Важно при использовании любых методик для саморазвития – воплощать приемы в реальной жизни. Очень много людей читают книги по психологии, регулярно посещают тренинги или ходят на личные консультации, но результата либо нет, либо он носит временный характер. Мало прочитать/послушать — нужно сделать это правилом своего мышления, своей жизни.

Типы проблем саморазвития

Существует категория людей, которые считают саморазвитие пустой тратой времени, и предпочитают «плыть по течению». Причина такого безразличия, в барьерах, которые мы самостоятельно и с особой тщательностью выстраиваем:

  • отсутствие интереса к себе вызывает отторжение к собственному самообразованию;
  • неумение использовать рефлексию и идентификацию (средства самопознания);
  • неспособность принять свою личность;
  • страх снижения собственной самооценки;
  • эгоцентризм.

Эти барьеры выливаются в форму психологической защиты: вытеснение (новая тревожная информация исключается), проекция, когда неприемлемые действия приписываются другому человеку, замещение и самообман.

Нельзя также сбрасывать со счетов лень. Проблема профессионального саморазвития часто возникает из-за нежелания менять что-то, и уж тем более менять в себе.

Типы проблем саморазвития

Проблемы саморазвития ребенка заключаются в том, что его не расценивают как равноправный социальный субъект. Хотя на сегодняшний день психологами отмечается позитивная тенденция: ранее предполагалось, что дети дошкольного возраста не способны к самопознанию — только развитие через новые знания, но работать еще есть над чем. Для саморазвития личности ребенка необходимо создавать условия, в которых он сможет проявлять себя, а также строить социально-значимые взаимоотношения, в основе которых общечеловеческие ценности.

Саморазвитие педагога

Важную роль в формировании самопознания и саморазвития ребенка играют педагоги. В условиях динамично развивающегося общества и науки, преподаватели должны заниматься своим собственным саморазвитием (получение новых знаний, использование новых методик), и поощрять это в детях. К сожалению, на данный момент образовательная система испытывает большие сложности в этом вопросе и дальше ситуация будет только усугубляться: часто преподнесенная информация — устаревшая, а демонстрируемая учителем модель поведения – однобока.

Саморазвитие ребенка

Исследования, проводимые психологами, показали что, чем больше педагогический стаж, тем ниже уровень профессиональной рефлексии. Интерес к новым знаниям с годами снижается, закрепляются привычные стереотипы деятельности, уменьшается показатель эмоциональной гибкости и эмпатии.

Следует понимать, что саморазвитие – непростой процесс, в ходе которого придется столкнуться с рядом неприятных открытий (еще бы, ведь они в основном о себе) и сложностей, а финишного пьедестала так и не будет: работать над собой нужно постоянно, это и будет задачей №1.

Источник https://texterra.ru/blog/psikhologiya-samorazvitiya-pochemu-my-ne-razvivaemsya.html

Источник https://mentamore.com/samorazvitie/problemy-samorazvitiya.html

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *