Потребность в саморазвитии и способы ее удовлетворения

Содержание

Потребность в саморазвитии и способы ее удовлетворения

О чем речь? Потребность в саморазвитии у человека определяет его формирование как личности. Благодаря этому состоянию он индивидуализирует свой жизненный путь, выбирает собственный способ существования и личные нравственные ценности. Чем выше потребность, тем более зрелым психологически оказывается индивид.

В чем проявляется? Саморазвитие требуется, чтобы реализовать себя, добиться целей, найти свое место в жизни. Это огромная работа над собой, но успешной она будет, если потребность в ней истинная, а не навязанная. Иначе вместо самосовершенствования человек загоняет себя в рамки, которые зачастую приводят к обратному эффекту.

В статье мы расскажем:

  1. Как появляется потребность в саморазвитии
  2. Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию
  3. Направления саморазвития
  4. Истинные и мнимые потребности в саморазвитии
  5. Показатели наличия потребности в саморазвитии

Как появляется потребность в саморазвитии

Благодаря нашим родителям, воспитателям и учителям мы с самого детства знаем, что необходимо постоянно получать знания и навыки, а также развивать в себе все новые качества. В какой-то момент ответственность за обучение перекладывается на наши плечи, и будущее развитие личности начинает зависеть только от нас самих.

Как появляется потребность в саморазвитии

Прошел выпускной в детском саду, затем – в школе, далее – университет и диплом о высшем образовании. Все эти учебные заведения дают нам базовые навыки и знания. Но потребность в последующем развитии не исчезает, самосовершенствование необходимо для работы и ведения бизнеса, а также просто для комфортной жизни.

Потребности индивида – это те самые факторы, которые играют важную роль в саморазвитии. На них базируется деятельность и поведение человека. Без них активность индивида не будет иметь логичной цели.

В настоящее время очень распространена концепция самоактуализации. Она поясняет, почему саморазвитие так важно. Что же такое самоактуализация? Это постоянная реализация личностью своего потенциала, нахождение призвания, осознание своей природы. Под этим понятием также следует понимать стремление человека стать единым со своей личностью.

Идея концепции принадлежит Абрахаму Маслоу. Он занимался исследованием феномена самоактуализации, изучением жизненных ценностей. Кроме этого, автор исследовал особенности одаренных индивидов, которые, как показала практика, функционировали более эффективно, чем многие другие люди.

В завершении работы ученый пришел к выводу о том, что каждый нуждается в самоактуализации, но осознание данной необходимости происходит только после удовлетворения базовых потребностей.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Человек без мотивации вряд ли начнет выполнять какие-либо активные действия. Чем сильнее индивид замотивирован, тем с большим удовольствием и азартом он принимается за работу.

Мотивация – неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Ежеминутно мы чувствуем различные желания и стремимся добиться, чего хотим.

Вполне очевидно, что чем большее число потребностей у нас получится реализовать, тем выше будет наш статус. Реализация напрямую связана с мотивировкой: чем сильнее хочется, тем больше усилий мы готовы приложить. Согласно теории Маслоу, мотивация строится на стандартных потребностях индивида.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Ученый сделал вывод, что базовых потребностей у человека всего пять. Рассмотрим каждую из них:

Физиологические

Физиологические потребности есть у каждого живого существа. Конечно, в том числе и у людей. Без их удовлетворения жизнедеятельность не может проходить по умолчанию. Пока человек не чувствует насыщения пищей и водой, не может полноценно дышать и отдыхать, ни о каком саморазвитии и речи не идет.

Врезка турбо 3 шага

Например, человеку сильно хочется в туалет, и пока он испытывает эту потребность, он не станет увлеченно изучать новый материал или наслаждаться природой. Таким образом, удовлетворение физиологических потребностей оказывает прямое влияние на возможность индивидуума заниматься учебой, творчеством, работать и вести бизнес. В качестве примера также можно привести полноценный сон, питание, дыхание, и т. д.

Потребность в собственной безопасности

Вторая группа физиологических потребностей человека включает в себя необходимость чувствовать безопасность и стабильность. Представьте себе новорожденного малыша. Несмотря на то, что его сознание еще не сформировано, он все равно стремится ощущать себя в безопасности.

Конечно, это происходит только после того, как удовлетворены главные потребности: голод и жажда. Он не может достичь цели сам, за него это делает любящая мать. Взрослые люди сами выполняют действия для обеспечения своей безопасности: страхуют жизнь и здоровье, обращаются к врачам при необходимости, устанавливают камеры наблюдения в домах и пр.

Социальные потребности

Здесь стоит отметить потребности в любви и в ощущении своей принадлежности. Каждый из нас регулярно заводит новых знакомых, ищет партнера для создания семьи. Многие причастны к определенным группам людей, к примеру, являются членами клуба читателей, прихожанами церкви, волонтерами по спасению животных, входят в состав поисковых отрядов, профсоюзов и пр. Человек, имеющий некоторую обратную связь в социальной среде, чувствует, что он полезен и ценен.

Признание

Индивид чувствует, что его любят, понимает свою значимость в обществе. Так как его роль достаточно высока, то влияние окружающих уже не так сильно ощущается. Появляется новая потребность. Личности важно чувствовать признание со стороны других людей, хочется, чтобы ее умения, навыки и таланты были приняты. Когда индивидуальность человека имеет определенный вес, развивается уверенность в себе и своих силах.

Когда у человека за спиной несколько важных достижений, он понимает свою значимость для общества, чувствует себя самодостаточным. Особую весомость для него приобретают репутация и статус. С осознанием того, что его деятельность является полезной для других, появляется еще большая мотивация и потребность в саморазвитии.

Самоактуализация, самореализация

Маслоу утверждал, что если человек нуждается в самоактуализации, то он на высшей ступени развития потребностей. Необходимость в саморазвитии появляется после удовлетворения всех вышеперечисленных нужд. Именно тогда личность ищет свое «я», пытается понять, в чем заключается ее истинное предназначение.

Когда человек ощутит потребность в самоактуализации, его жизнь может круто измениться. Возможно, он поменяет работу или откроет свой бизнес, начнет больше читать, отправится в путешествие. Каждое его действие будет направлено на поиск себя. Он станет искать способы, чтобы раскрыть свои таланты.

Основные потребности человека, ведущие к саморазвитию

Проявление потребностей в саморазвитии у каждого человека происходит по-разному. Кто-то стремится стать настоящим экспертом в выбранной сфере деятельности, заработать все деньги мира и получить мировое признание. Другие же понимают, что им для полного счастья нужно совсем немного: уютный дом и близкие люди рядом.

Однако потребностью в самореализации наделены все без исключения, без нее саморазвитие невозможно.

Читать статью  Что такое личностный рост?

Направления саморазвития

Саморазвитие – это действия человека, имеющие цель удовлетворить свои потребности. Ниже расскажем о том, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования:

  • Физиологическое развитие – действия, направленные на улучшение здоровья (прием витаминов и БАДов, правильное питание, своевременное посещение врачей).
  • Физическое – развитие физических показателей, таких как выносливость, сила мышц и т. д.
  • Психическое развитие – речь идет о навыках и умениях, получении нового жизненного опыта, а также о работе с мышлением и чувственной составляющей.
  • Социальное – развитие способностей, которые дают возможность добиться успеха, достичь наиболее высокого статуса в социуме, перейти из одного социального слоя в другой.
  • Духовное развитие – этот аспект подразумевает познание себя самого, понимание истинного предназначения своей жизни. В этих рамках человек понимает, что только он сам несет ответственность за все, что с ним происходит. Таким образом, духовное развитие включает в себя моральное и нравственное самосовершенствование.
  • Интеллектуальное развитие – человек совершенствуется, когда получает новую информацию. Чтение, пусть даже новостных колонок, развивает умение грамотно говорить и писать, запоминать и анализировать полученные сведения.
  • Профессиональное развитие – личность совершенствует свои профессиональные навыки, стремится узнать как можно больше в области технологий, которые сделают деятельность более эффективной, получает дополнительное образование.

Направления саморазвития

Потребности человека в саморазвитии идентифицируются и как духовные (идеальные). Их проявление может происходить на различных уровнях в зависимости от того, какое направление он сам выберет. Ученые считают, что самосовершенствованием занимается каждый из нас, но некоторые об этом даже не догадываются.

Выбор направления происходит на уровне подсознания: когда некоторые сферы деятельности вызывают отклик, появляется желание попробовать себя в новом деле. Очевидно, что порой для этого требуется научиться чему-то, усвоить незнакомую информацию, причем удовлетворить потребности без определенных навыков не получится.

Если же область выбирается осознанно, значит, деятельность окажется более эффективной, необходимо, чтобы она была последовательной, выполнялась по определенному алгоритму.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Потребность в саморазвитии личности – это прекрасное качество. При удовлетворении подобной необходимости появляется возможность сделать свое времяпровождение наиболее эффективным. В каких-то случаях эта нужда появляется внутри человека, в других являет собой некоторую норму, навязанную окружением. Кроме того, нередко стремление индивидуума стать другим – это попытка убежать от самого себя.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Итак, стремление к саморазвитию абсолютно нормально, если желание возникло на основе внутренних потребностей человека. Когда же идея о том, что нужно меняться, получать новые навыки и знания, навязана окружающими, это может привести к печальным последствиям.

Не исключено, что индивид доведет себя до невроза. Здесь важны баланс и гармония, понимание собственных потребностей и того, что личность сама вправе решать, чего хочет добиться и как. Если не получается самостоятельно справиться с задачей, индивидуум вправе обратиться за помощью.

Сегодня саморазвитие для многих стало культом. В Сети можно найти огромное множество статей, связанных с этой темой, прилавки книжных магазинов ломятся от книг с рекомендациями психологов, проводятся тренинги, люди вкладывают деньги в онлайн-обучение, чтобы стать более совершенными.

Маркетинг тоже использует потребность общества в самосовершенствовании, мотивирующие цитаты печатаются на этикетках продуктов, наносятся на одежду. Очевидно, что человек, поглощающий такое количество информации, почувствует стыд, если признается, что по вечерам просто смотрит телевизор или играет в онлайн-игры. Давайте рассмотрим виды потребностей в саморазвитии.

Саморазвитие как следствие естественных потребностей человека

Естественные потребности человека являются основой его желаний. Приведем элементарный пример – необходимость в утолении жажды. Если организму недостаточно воды, индивид наливает ее в стакан и выпивает, мозг подает сигнал о том, что желание удовлетворено.

Увы, закрыть нужды не так легко, часто индивидууму просто не хватает ресурсов: знаний, умений, денег. Например, если хочется работать за границей, надо в совершенстве знать язык, появилось желание укрепить здоровье – следует изучить основы правильного питания. Получение многих навыков дает человеку ощущение радости и способствует достижению поставленных целей.

Саморазвитие как внешняя установка, навязанная социумом

Здесь дело обстоит по-другому. Человек знает, что он должен развиваться, но не совсем понимает, почему. Ежедневно эту идею навязывает окружение. С детства он слышит: «Ты должен хорошо учиться», «Ты должен поступить в институт», «Нужно найти престижную работу». Такие заимствованные правила, трафареты, схемы называются интроектами. Нередко индивид, находящийся в поиске себя, следует общепринятым установкам по простой причине: он просто еще не понял, как именно он сам хочет жить.

Такую ситуацию уместно сравнивать с белкой в колесе. Личность находится в постоянном движении, только вот по замкнутому кругу. На самом деле индивид просто топчется на месте. Установки, навязанные социумом, не имеют ничего общего с реальными потребностями индивидуума. Он гонится за саморазвитием, но не удовлетворяет истинных желаний, в то время когда окружающие кажутся успешными и самодостаточными.

Конечно, в такой обстановке его будет преследовать ощущение, что он недостаточно хорош. Человек начнет еще быстрее бежать по замкнутому кругу, а стоит всего лишь задуматься, в правильном ли направлении он движется.

Истинные и мнимые потребности в саморазвитии

Саморазвитие как невроз

Психолог Карен Хорни в книге «Невроз и личностный рост» представила описание концепции невротических потребностей, которых, по ее мнению, всего 10. В их число входит невротическая нужда в честолюбии, то есть личность стремится быть лучше других в выбранной сфере деятельности, жаждет всеобщего признания. Такое поведение мотивирует на постоянное усовершенствование методов реализации своих желаний. Процесс саморазвития непрерывный, человек просто не может остановиться.

Врезка турбо топ-3

Саморазвитие как бегство от себя

Вы знаете, что такое прокрастинация? Этот термин означает, что человек оставляет решение значимых задач на потом, а сам же выполняет действия, которые не вызывают сильного напряжения.

Примерно так же происходит и саморазвитие, сопровождающееся бегством от себя самого. Индивиду на пути встречаются различные трудности, решение которых откладывается в долгий ящик. Сам же он находит себе другие занятия, более простые. К примеру, увлекается творчеством. Отметим, что многие люди придерживаются мнения, что потребность в духовном саморазвитии относится к естественным желаниям, и в этом состоит истина.

Показатели наличия потребности в саморазвитии

Выше мы привели примеры потребностей в саморазвитии. А сейчас давайте разберем, как понять, что ваши желания являются актуальными. Итак, первое, что нужно сделать, – осознать необходимость в переменах. В этом поможет критическая оценка самого себя, своего состояния и своей жизни.

Психологи считают, что есть показатели, указывающие на то, что вам пора что-то менять:

  • «Искажение» мира. Периодически человеку кажется, что с этим миром что-то не так, люди выполняют странные и бессмысленные действия, а происходящие события – это что-то вообще из ряда вон выходящее. Чаще всего такие мысли посещают индивидов, в сознании которых произошли какие-либо нездоровые изменения. Психологи связывают это с неудовлетворенностью собственной жизнью, постоянным выполнением рутинных задач, тоской или бездействием. Это важный тревожный звонок, который «кричит» о необходимости перемен. Пока вы не начнете менять свою жизнь, ситуация не станет лучше.
  • Ощущение деградации и застоя. Иногда мы выполняем такие действия, которые еще буквально вчера казались для нас недопустимыми. Также нам периодически кажется, что жизнь потеряла смысл, ведь мы не вносим в нее существенного вклада, а значит, просто топчемся на одном и том же месте. Еще один важный признак – осознание отсутствия цели и желания что-либо изменить. Мы просто погружаемся в бытовые мелочи. Если для вас это актуально, то пора меняться.
Читать статью  Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза Бережнова Ольга Викторовна

Показатели наличия потребности в саморазвитии

  • Тревожные чувства. Очень часто тревога не имеет никаких предпосылок, но человеку продолжает казаться, что вот-вот произойдет что-то плохое. Проблемы еще не возникли, а он уже переживает, что они приведут к тяжелым последствиям. В ряде случаев изменения в жизни избавляют от этого чувства, но если у вас не получается справиться самостоятельно, есть смысл обратиться к психологу.
  • Прокрастинация. Повторим, что термин означает постоянное откладывание важных дел в долгий ящик. С одной стороны, кажется, что в этом нет ничего страшного, но, посудите сами, будет ли вам комфортно с психологической точки зрения с такой кучей нерешенных проблем. Решая поставленные задачи, вы развиваетесь, поэтому следует поставить цели, которые будут вас мотивировать.
  • Появление вредных привычек. Причем это не всегда только употребление табака, алкоголя и запрещенных веществ. Кусание губ и ногтей, залипание в Интернете тоже относятся к ним. Обычно они развиваются от избытка свободного времени. Так, почему бы не потратить его на саморазвитие?

Показатели наличия потребности в саморазвитии

Конечно, осознание того, что пора что-то менять, приходит не сразу. Часто наш мозг сам строит препятствия и говорит: «Это скоро пройдет». Если вышеприведенные чувства возникают редко, к примеру, раз в год, то это действительно быстро закончится, вы вернетесь к полноценной жизни. Но когда такие ощущения носят постоянный характер, медлить нельзя ни минуты.

Если хотите изменить жизнь в лучшую сторону, придется постараться. Впереди очень много работы. Но оно того стоит: результат не заставит себя долго ждать, ведь вы удовлетворите свою потребность в саморазвитии.

Как удовлетворить потребность в самореализации

Что такое самореализация

Потребность в самореализации заложена природой. Самореализация — это осознание себя, своих талантов и положительных сторон, применение полученной информации. Стремление к самовыражению заставляет людей искать место в обществе, эффективным образом используя свои способности. Если человеку удается это сделать, он получает полное удовлетворение от жизни.

Что такое самореализация

Самореализация — это действия по развитию природных способностей. И не важно, полезны ли они или антисоциальны.

Потребность в самореализации

Самореализация

Под потребностью в самореализации понимают желание индивида найти место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осуществить замыслы. Он хочет быть лучше других, получить удовлетворение от достигнутого. Потребность в самореализации самая сильная из тех, что есть у человека.

Основу самореализации составляет признание и самоутверждение. Человеку важно показать все, что он умеет, и получить за это одобрение. Ему необходима обратная связь от людей, с которыми приходится сталкиваться.

Оценить утоление потребности в самореализации можно по достижениям. Наглядный пример – врач. Его квалификацию доказывают уже здоровые пациент. Важной считается не поддержка коллег, а оценка тех, кому была дана помощь.

Если человек сумеет развить свои способности и найти им нужное применение, общество признает его как состоявшуюся личность.

Потребности низшего уровня

Желания человека имеют строгую иерархию. Ее основу составляют потребности низшего уровня. И пока их не удовлетворить полностью или частично, перейти на более высокий уровень не получится.

На низшем уровне находится удовлетворение физиологических потребностей: голода, жажды, сексуального желания, обретение крова. Человеку необходимо чувствовать себя в безопасности, иметь нужное количество силы, здоровья и других важных ресурсов. На этом уровне люди создают семью, стараются спрогнозировать будущее, составляют планы и пробуют их придерживаться.

Социальные потребности тоже относятся к низшему уровню. При их удовлетворении возникает чувство сопричастности к социуму или принадлежности к отдельной группе людей. Затем идет желание получить уважение, признание, самоутвердиться среди того класса, мнение которого для индивида важно.

Если потребности, возникшие на низшем уровне, были удовлетворены хотя бы частично, возникают желания более высокого, духовного уровня. К ним относится и самореализация.

Потребности высшего уровня

Реализация потребностей

Для их удовлетворения нужно развиваться. Развитие возможно только при стабильной ситуации. Если она резко меняется, то и потребности претерпевают изменения. Работник, который рискует потерять место, перестает беспокоиться о социальных наградах в виде уважения или высокой оценки руководства. Для него становится менее важным раскрытие собственных возможностей в деятельности. Он заботится о сохранении рабочего места. Также оно может переключиться на физиологические нужды.

Если же работник не видит угрозы, он активно включается в деятельность, применяет все свои способности и знания.

Человек не может почувствовать полного удовлетворения своих потребностей. Одно желание сменяется другим. Поскольку основой являются нужды низшего уровня, их необходимо удовлетворять постоянно.

Условия самореализации

Процесс удовлетворения потребности в самореализации может быть запущен только в случае, если имеется ряд необходимых факторов, влияющих на него. Важными являются воспитание и культура человека. Сильное воздействие исходит со стороны общества или отдельной социальной группы, в которой находится индивид. Под влиянием, которое испытывает ребенок, формируются важные черты характера, выделяются жизненные принципы, культура поведения и мотивация.

Удастся ли человеку достичь самореализации, зависит от того, какие стереотипы господствуют в обществе, каких традиций оно придерживается. Например, большим препятствием в реализации потенциала женщины составляют гендерные стереотипы.

Другой аспект, влияющий на потребность в самореализации, — личностные особенности. Для достижения целей нужны ответственность и решительность. Не помешает гибкое мышление и адекватное восприятие реальности.

Врожденные качества, задатки имеют такое же значение, что и приобретенные. Сюда относятся уверенность в себе, инициативность, энергичность, трудолюбие.

Возможность самореализации

Возможности самореализации

Утолить потребность в самореализации и самовыражении можно сразу в нескольких областях. Например, успехи в карьерном росте нередко сопровождаются наличием интересных увлечений или же крепкими семейными отношениями.

При любой деятельности нужно ставить цели и составлять стратегию. Она бывает 3 типов:

  1. Первый тип — это стратегия жизненного успеха. Его основа — стремление создать комфортные условия жизни.
  2. Второй тип — это стратегия успешности, которая сопровождается желанием продвигаться по карьерной лестнице.
  3. Третий тип — стратегия самовыражения, которая сопряжена с потребностью развить свое творческое начало и применить его в некоторых видах деятельности.

Возможности для удовлетворения потребности в самореализации у всех разные. Многое определяется средой. Например, человек, живущий в период кризиса, борется за существование, поэтому выбирает первый тип стратегии. В социуме, где налажена рыночная экономика, люди выбирают второй тип.

Процесс самореализации личности

Успех самовыражения во многом обеспечивает саморазвитие. Потребность в самореализации неотделима от духовно-практического процесса. Так, учитель должен находиться в непрерывном нравственно развитии, которое обеспечивает постоянное улучшение его навыков. Саморазвитие предполагает изменение индивида, при котором имеющееся «Я» стремится к «Я» совершенному.

Для этого людям следует ставить цели, прислушиваться к желаниям, оценивать свои действия с точки зрения окружающих. Если пренебрегать интересами социума, не пытаться придать действиям социальную направленность, личность будет испытывать деструктивное воздействие.

В ходе удовлетворения потребности в самореализации личность может оказаться на разных уровнях:

  1. Агрессивное непринятие того вида деятельности, что она осуществляет. Индивиду не нравится то, чем он должен заниматься, но он вынужден это делать.
  2. Желание уклониться от работы. При таком подходе люди выбирают другую профессию.
  3. Пассивное восприятие. Работа выполняется по шаблону или модели.
  4. Стремление улучшить некоторые элементы работы.
  5. Желание максимально использовать умения и навыки. Этот уровень часто называют творческим или изобретательным.

Самосовершенствование

Имеется и другая классификации,. Согласно ей, человек находится на низком или среднем уровне удовлетворения потребности в самореализации. В первом случае он пассивно выполняет предложенную работу, во втором — пытается проявить себя как личность. Средний уровень и уровень предполагает личностный рост. При высоком человек считает работу смыслом жизни.

Читать статью  Школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: Как выбрать подходящую программу для успешной сдачи экзаменов

Способы удовлетворения потребности в самореализации

Заложенная природой потребность в самореализации заставляет индивида искать наиболее подходящие способы ее утоления. Понять себя можно, если находиться в непрерывном взаимодействии с окружающими.

Необходимо стремиться к осознанию себя, раскрытию собственного потенциала, определению слабых и сильных сторон, стараясь укреплять последние. Все это приведет к принятию личности, ее полному раскрытию и развитию.

На выбор профессии должны влиять личные взгляды. Мнение общества здесь ни к чему. Хотя нередко люди занимаются той работой, которая приносит больший доход, но не дает удовлетворения в духовном плане.

Утолить потребность в самореализации можно, если ставить перед собой цели, которые определяются внутренним желанием заниматься тем, что нравится. Если индивид понимает, что любые преграды и препятствия в процессе его работы преодолимы, он находится в близости от реализации себя как личности. Ошибки — незаменимая часть опыта, они способствуют росту.

Цели самореализации

В каждом возрастном периоде индивид может ставить перед собой разные задачи на пути к удовлетворению потребности в самореализации. Так, в детстве он раскрывает свои умственные и духовные способности, ищет себя, учится общаться с окружающими. На юность приходится выбор сферы деятельности, продолжается развитие, человек пытается устроить личную жизнь.

На период зрелости приходится самоутверждение в сфере деятельности и отношениях. Однако есть процессы, продолжающиеся всю жизнь.

Удовлетворение потребности в самореализации нужно, чтобы получать радость от развития и связанных с ним изменений. Самовыражение — путь к обретению счастья. Его игнорирование лишит вас счастливой жизни и положительных эмоций.

Проблема самореализации

Существует целый ряд проблем, препятствующих утолению потребности в самореализации. Первая – несовпадение желаний и реальности. Например, молодой человек выбирает работу с высокой зарплатой, а не ту, что ему нравится.

Другая проблема состоит в том, что часто люди не прислушиваются к собственным желаниям, не стремятся анализировать свои чувства. Они избегают усилий, которые необходимы для саморазвития.

Проблемы самореализации

Стереотипы тоже негативно влияют на потребность в самореализации. Сюда же относятся тяжелые экономические условия. Они препятствуют выходу на более высокий уровень удовлетворения желаний.

Рассмотрим теории потребностей

Существует несколько теорий потребностей.

Теория иерархического построения потребностей Маслоу

пирамида потребностей маслоу

Маслоу предполагал, что каждая потребность удовлетворяется в некоторой степени. Он предложил такой расклад:

  • физиологические — 80-85%;
  • безопасность и чувство защищенности — 70-75%;
  • любовь и ощущение принадлежности — 45-55%;
  • самоуважение — 40-45%;
  • самореализация — 10%.

Схема условна и при индивидуальном подходе меняется. Так, существуют люди, для которых потребность в самореализации и самоуважении более ценна, чем чувство любви.

Маслоу утверждал, что поступками людей не всегда управляет экономический интерес, но часто мотивы их действий обусловлены такими нуждами, которые невозможно удовлетворить деньгами.

Теория мотивации труда по Альдерферу

Альдерфер выделяет потребность в самореализации, необходимость социальных связей и желание роста. Согласно его идеям, чем меньше удовлетворены у индивида нужды существования, тем сильнее они проявляются. Применяя эти принципы, Альдерфер предлагал формировать мотивацию работников. При удовлетворении социальных потребностей следует поддержать потребностям роста. Если же они выражены слабо, стоит сделать наоборот.

Теория мотивации Дугласа Мак-Грегора

Мак-Грегор выделил 2 подхода в управлении, условно назвав их «Теория X» и «Теория Y». Первый стиль руководства предполагает авторитарность руководителя, жесткий контроль работы сотрудников. В основе второго подхода лежит демократичность, ряд полномочий передается работникам, идет работа над улучшением отношений в коллективе, учитывается мотивация людей, их особенности.

Выбрать подход поможет изучение личности каждого человека. Только так возможно удовлетворение потребности в самореализации всех сотрудников.

Теория двух факторов Фредерика Герцберга

По теории Герцберга, на мотивацию сотрудников влияет гигиенический фактор или совокупность условий, при которых работник не получает удовлетворения. Часто это обусловлено политикой компании, отношениями с руководством, условиями труда и его оплатой.

Другой фактор был назван «мотиватором». Благодаря такому подходу у сотрудников повышается мотивация к труду, они получают удовлетворение потребности в самореализации. Это происходит вследствие возможности продвижения по службе, личностного роста, признания со стороны коллег и руководства, хорошей оплаты.

Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

Описать модель Портера-Лоулера можно следующим образом: чтобы получить результаты в работе и вознаграждение за них, нужно прилагать усилия. Последние определяются способностями, знаниями, опытом, уровнем квалификации. Чем выше оплата, тем больше приложено усилий. Значение имеет и осознание человеком своей роли в рабочем процессе.

Ученые пришли к выводу, что результативный труд утолит потребность в самореализации. Ранее считалось, что результат зависит от того, доволен ли человек изначально. Теория Портера и Лоулера помогла в исследовании мотивации человека.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд выделял потребности достижения, соучастия и желание в обретении власти. Сочетание этих желаний определяет мотивацию работника. Если знать, чем руководствуется сотрудник, можно эффективнее его использовать, предлагая задачи, решение которых ему подойдет. Так получится улучшить рабочий процесс. Сотрудники же получат возможность удовлетворения потребность в самореализации.

Удовлетворение потребности в творческой самореализации

Творческая самореализация

Творчество – это работа по созданию чего-то нового. В ходе творческого процесса индивиду удается наиболее полно утолить потребность в самовыражении, применить все способности, которые ему присущи. А социально важный результат приведет к самореализации.

Для творчества не важен приобретенный навык. Нужно научиться решать проблемы с творческим подходом.

Творчество — это не умение слагать стихи или писать картины, а выражение особенностей личности, исходя из ее неповторимых черт, характеристик и качеств. Творчество лежит в основе самовыражения, способствуя становлению личностных взглядов на мир.

Удовлетворение потребности самореализации в профессии

Личностное самовыражение сегодня играет важную роль. К человеку предъявляются высокие требования по двум причинам:

  1. Конкуренция на рынке труда.
  2. Сложные жизненные обстоятельства.

Утоление потребности в самореализации выражается внешне и внутренне. Внешнее проявление предполагает достижения, например, получение повышения, прибавки к заработной плате, уважение коллег. Внутренняя самореализация – это развитие полезных качеств, получение знаний и повышение мастерства.

Для этого вида самореализации характерны непрерывность, творческий подход, постановка и достижение целей. Сюда можно добавить раскрытие личностного потенциала, признание со стороны людей, занимающихся похожим видом деятельности и другими делами.

На самореализацию в профессии сильно влияют личностные черты, например, гибкость мышления и поведения, способность к организации, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

Самоопределение и утоление потребности в самореализации

Самореализация возможна при самоопределении, которое предполагает анализ способностей, желаний, наклонностей. Важным моментом выступает выбор профессии, часто приводящий к разрыву между индивидуальными и общественными интересами. Определить предпочтения помогают профориентация и консультации. Последние выявляют предпочтения и поддерживают человека в случае, если он встречает препятствие со стороны социума или группы людей.

Вы достигнете полного удовлетворения потребности в самореализации, выбрав для себя интересную деятельность.

Самореализация личности

Внутренняя удовлетворенность

Самореализация личности ведется в двух направлениях: выбранной сфере деятельности и в семейной жизни. При этом важно учитывать, что критерием успеха является степень внутренней гармонии человека, а не оценка его достижений со стороны общества. Этот вид самовыражения очень важен, так как приводит к духовному росту, развитию важных качеств.

Возможной она становится тогда, когда человек осознает свои желания.

Потребность в общественной самореализации

Человек зависим от общества, поэтому в ходе утоления потребности в самореализации ему необходимо создать доверительные отношение с окружающими. Для этого нужны общительность, ответственность, эмпатия, инициативность, нравственность.

Не нужно путать социальный успех с социальной самореализацией. Первый не всегда приносит удовлетворение, но часто становится способом самоутвердиться. Самореализация же дает ощущение счастья.

Самореализация в жизни

Потребность в жизненной самореализации не измеряется количеством заработанных денег или популярностью в обществе. Самовыражение характеризуется раскрытием собственного потенциала и ощущением счастья, которое возникает в ходе работы над собой.

Есть много способов удовлетворения потребности в самореализации. Можно работать сразу в нескольких сферах жизни. Например, пытается раскрыть свои таланты, но одновременно создать крепкие семейные отношения, улучшает связи с окружающими, получает удовольствие от работы.

Всю жизнь мы ищем способы удовлетворения потребности в самореализации и самовыражении. Это помогает развиваться и расти.

Заключение

Утоление потребности в самореализации помогает прожить интересную жизнь. Нельзя сказать однозначно, как это лучше сделать. Найдите свой способ самовыражения и развития.

Источник https://hug.ru/blog/potrebnost-v-samorazvitii/

Источник https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samopoznanie/potrebnost-v-samorealizacii

Источник