Нередко родители воспринимают своих детей как объект чаяний, надежд, устремлений. И тем лишают их субъектности, права личности на самоопределение и разностороннее развитие. Среди детей много смышленых и перспективных, а идеи могут быть чрезвычайно полезны — надо только уметь их разглядеть и «распаковать», иногда дополнить и усовершенствовать.
В этом смысле заинтересованы все стороны креативного творческого процесса — взрослые и дети, и поскольку дополняют друг друга. И такие связки полезны для долговременных отношений, это элемент, укрепляющий авторитет взрослого перед ребенком и сохраняющий (продлевающий) воспитательное влияние при взрослении детей.
Привлекательность необычных слов и сочетаний
Люди безотносительно гендера и возраста воспринимают нереальные, придуманные слова или производные от известных слов и выражений лучше признанных в лексиконе с устойчивыми значениями, смыслами. Так появляются и распространяются повторением и перепостами мемы, становятся популярными «новые фразы» в обиходе.
Есть взрослые люди, на полном серьезе в движении считывающие номера встречных автомобилей и пытающиеся связать комбинации слов и цифр со смыслом в аналогии, привязке к конкретному автомобилю и даже внешности его владельца. Причем привычка (без отягчающих признаков) не является психическим нарушением.
Замечено, что слово «титикака» привлекает больше внимания, чем словосочетание «пресноводное озеро» (Титикака). Цепляющие слова привлекают внимание не только в разговорной речи, литературе (к примеру, у Ф. М. Достоевского — «облизьяна»), но и в искусстве: в названиях статуй, картин, киносценариев и в фильмах.
Лучше запоминается то, что меньше повторяется. Это один из дополнительных способов формирования у человека большого словарного запаса, что логично приводит и к улучшению культуры речи. Когда актер Алексей Смирнов (в фильме «Операция «Ы» реж. Л. Гайдая) произнес две независимые реплики «срамота» и «заверните» — это распространилось быстро; только за 1 год кинокартину посмотрел каждый третий житель СССР.
Новые слова, придуманные детьми, можно использовать в качестве «кода для посвященных» в своей семье. Это как дополнительный язык общения, со смыслом фраз, скрытым от окружающих.
Научное обоснование
В коррекционной психологии исследователи группы профессора Криса Уэстбери предлагали детям с нарушениями речи озвучивать выдуманные и настоящие, соответствующие лексикону, слова. Нужно объяснить «почему» и научиться определять, какие слова окажутся самыми забавными.
Ученые сгенерировали несколько тысяч несуществующих слов и дали оценить здоровым испытуемым по шкале смеха от 1 (совсем не смешно) до 7 (очень смешно).
- Наивысшие баллы набрали слова, отдаленно напоминающие пошлости и ругательства.
- Самыми смешными признаны слова с наименьшей информационной составляющей (энтропией), то есть бессмыслица.
Затем исследователи игнорировали двусмысленные комбинации букв и словосочетаний и оставили только «приличные», к примеру, «юзматуз», «бза» или «барбик». А дети придумывали разумное объяснение на каждый новый фразеологизмс перспективой мема, рассматривая слова по-разному, в том числе читая наоборот на манер «абырвалг». В свое время так появились известные теперь всему миру «фиксики», «бирюльки», «камбины» и многие другие слова.
Исследователи предложили оригинальные выводы:
- Занятия с детьми на придумывание и фиксацию (записывание) необычных слов и названий весьма полезно для развития интеллекта.
- Такой способ также расширяет качество досуга, отвлекает от физической боли или психических переживаний.
Активно работающий мозг, особенно у ребенка, как личности восприимчивой к новому и удивительному, пытается решить загадку необычного созвучия или набора символов, мало напоминающих привычные слова. И не придумав логичного объяснения и аналогий с реальностью, такие слова становятся причиной улыбки и смеха как единственного оправдания внимания и интереса. Подтвердилась гипотеза: чем меньше смысла, тем смешнее. И почти все смешное — это неожиданное.
Не систематизированную коммуникацию с детьми и взрослыми можно превратить в конкурентное преимущество, а имеющиеся инструменты ориентировать на пользу. Таковы некоторые решения, основанные на реальных кейсах и перспективных коммуникационных технологиях.